Fpv дроны. Что такое FPV квадрокоптер и как подобрать подходящую модель? TVL – разрешение

Приветствуем вас, уважаемые любители БПЛА. Еще не так давно FPV квадрокоптер считался редкой и дорогой экзотикой. Дроны, оснащенные качественной FPV аппаратурой, стоили недешево и оставались в основном уделом профессионалов. Постепенно появились доступные по цене летательные аппараты с камерами и передатчиками, транслирующими видеосигнал на пульт управления.

Аббревиатуру FPV ныне можно увидеть на коробках и корпусах не только дорогих, но и дешевых коптеров. В этой статье мы подробно расскажем о том, что собой представляет First Person View.

Понять, что такое fpv, совершенно не сложно. Аббревиатура fpv (или First Person View) дословно переводится как «Вид от первого лица», и это очень точно передает ее суть. Камера, установленная на борту коптера, захватывает картинку, передатчик передает сигнал на приемник (обычно установленный на пульте управления), и затем изображение появляется на дисплее. В результате, пилот, находясь на земле, получает тот самый вид от первого лица.

Стандартный комплект ФПВ оборудования состоит из:

  • Камеры
  • Приемника
  • Передатчика
  • Монитора

В недорогих fpv дронах с небольшой дальностью полета (до 100-200 метров) передача видеосигнала на пульт является не более чем развлекательной функцией. При малом удалении коптера от пилота нет смысла дополнительно усложнять управление. Гораздо проще контролировать дрон визуально, без использования монитора или очков. К тому же, чем дешевле коптер, тем хуже качество встроенной камеры, передатчика и приемника. Зачастую картинка оказывается настолько нечеткой, что использовать FPV невозможно.

В моделях средней и высокой ценовых категорий, способных совершать полеты на значительные расстояния (более километра), управление с помощью FPV превращается из развлекательной опции в необходимую функцию. Сложно контролировать коптер, находящийся на расстоянии несколько километров, совершенно не представляя себе, какие объекты его окружают.

Трансляция видео на пульт позволяет в режиме реального времени оценивать окружающую обстановку. Кроме того, режим FPV привносит совершенно иные ощущения от управления дроном. Пилот видит своими глазами все, что попадает в объектив камеры. В качественных видео очках возникает эффект присутствия.

В профессиональных летательных аппаратах FPV аппаратура часто является обязательным оборудованием.

FPV частоты

Помимо камеры, захватывающей картинку, в стандартный комплект FPV набора входят передатчик и приемник. Эти два модуля необходимы для того, чтобы транслировать сигнал с борта коптера на пульт управления, либо на монитор, очки виртуальной реальности, шлем.


Передача сигнала происходит на определенных частотах. Как правило, это 2.4 ГГц или 5.8ГГц. Существуют и другие частоты:

  • 900 МГц
  • 1.2 ГГц
  • 1.3 ГГц

Впрочем, в беспилотниках любительского уровня они не используются. Основными являются 2.4 и 5.8 ГГц.

Реже всего используется аналоговая частота 2.4 ГГц. Причина кроется в невысоком качестве картинки и большом количестве шумов. На этой частоте работает множество устройств, и она малопригодна для передачи видео.

В бюджетных коптерах трансляция видео обычно происходит на цифровой частоте 2.4 ГГц через Wi-Fi соединение. В недорогих дронах обычно нет отдельного дисплея для вывода картинки. Видео передается на смартфон, связываемый с пультом через Wi-Fi точку доступа. К тому же, Wi-Fi передатчик недорого стоит, а итоговое качество видео оказывается лучше по сравнению с аналоговым 2.4 ГГц ФПВ.

Аналоговая частота 5.8 ГГц является лучшим вариантом для передачи сигнала. Она обеспечивает достаточную пропускную способность, и пилот получает четкую картинку. Минимальное время задержки позволяет использовать FPV даже в гонках. Для просмотра видео понадобится или отдельный дисплей, подключаемый к приемнику (либо пульту), или очки. Чем мощнее передатчик, установленный на беспилотнике, тем большим окажется дальность связи. Однако мощные передатчики стоят недешево.

Трансляция на пульт/телефон

Как правило, в недорогих радиоуправляемых моделях видеосигнал поступает на экран мобильного устройства. При этом используется Wi-Fi соединение. Гораздо реже можно встретить пульты с дисплеем. Обычно аппаратура управления начального уровня не оснащается внешними мониторами.


Смартфон крепится к пульту и соединяется с Wi-Fi точкой доступа. На мобильное устройство необходимо установить специальное приложение (программы выпускаются производителями коптеров). Именно через интерфейс приложения можно получить доступ к FPV, а также к дополнительным настройкам и к управлению дроном.

Помимо телефона, картинка может транслироваться на внешний монитор. В продаже доступны недорогие дисплеи, подключаемые к пульту кабелем. Само собой, пульт должен быть совместимым с внешними мониторами.

Интересно, что трансляция видео на смартфон используется не только в недорогих квадрокоптерах. Тот же DJI Phantom 3 PRO оснащается пультом без дисплея. Правда, передача данных в нем осуществляется с помощью фирменной технологии Lightbridge, лишенной многих недостатков технологии Wi-Fi.

В моделях профессионального уровня видео передается на монитор. Зачастую в комплекте его нет.

Трансляция на очки/шлем

Новые модели коптеров все чаще поддерживают трансляцию видео на очки и шлем. И если в бюджетных БПЛА данная технология реализована плохо, то в квадрах высокого ценового уровня можно действительно ощутить эффект присутствия в небе.


Дрон с очками виртуальной реальности можно приобрести и за 100$, и за 1000$. Недорогие модели могут комплектоваться простыми VR-очками, внутрь которых вставляется смартфон. В данном случае качество картинки во многом зависит от качества дисплея и вычислительных мощностей мобильного устройства.

Испытать все прелести режима дополненной реальности вряд ли получится. Скорее всего, у вас быстро устанут глаза, а картинка окажется нечеткой. Если мощности мобильного процессора окажется недостаточно, то вместо пейзажей окрестностей вы получите месиво из квадратов.

Гораздо большее удовольствие и функционал могут предложить специальные VR-очки и шлемы, оснащенные собственными дисплеями и процессорами для обработки видеоизображения. Например, очки Fat Shark умеют создавать качественную 3D картинку.

Нет смысла приобретать дорогую внешнюю гарнитуру для просмотра видео, если на борту коптера установлен низкокачественный видео модуль. Как правило, сначала меняется штатная камера, а затем подбирается VR-гарнитура (или это делается одновременно).

Плюсы и минусы технологии

Качественная FPV связь является удовольствием недешевым. Вам понадобится мощный передатчик, хорошая камера с подвесом, полу или профессиональная аппаратура управления, современные очки или шлем. Если полет происходит не в чистом поле, а в зоне плотной застройки, то сигнал может передаваться с задержкой, качество картинки ухудшается, изображение распадается.


Надпись Fpv drone на коробке с коптером стоимостью до 100$ является не более чем маркетинговой уловкой. Качественного режима от первого лица вы не получите. На самом деле, и . Трансляция на телефон может рассматриваться как первый этап знакомства с технологией. Если вы поймете, что вам это интересно, то в будущем сможете подобрать оборудование и коптер с учетом собственных требований.

С другой стороны, удовольствие от управления с ФПВ компенсирует все траты. Даже если используется недорогой экран на пульте, но картинка качественная, пилот получает обзор местности в режиме реального времени. В хороших очках погружение в процесс полета может оказаться максимальным.

При полете над местностью с большим количеством природных или искусственных объектов, FPV поможет избежать столкновений, сделать красивые кадры, решить некие профессиональные задачи. Оператор в прямом эфире видит все то, что находится перед камерой дрона, и может быстро скорректировать его движение.

Некоторые производители БПЛА предлагают управление с помощью наклонов головы. Это еще одна необычная технология, которая, вероятно, будет развиваться и совершенствоваться.

Как выбрать?

Квадрокоптер с камерой и трансляцией видео может стоить совсем недорого. Мы рекомендуем отказаться от покупки совсем дешевых моделей, так как видеотрансляцию с приемлемым качеством они обеспечить не смогут.


В видеообзорах недорогих моделей обычно мало времени уделяется FPV режиму. Зачастую авторы просто указывают, что он есть, но не дают рекомендаций, как оценить и выбрать дрон. Постарайтесь все-таки найти обзор, в котором показывается видео с бортовой камеры. Если картинку можно считать четкой, она не похожа на желе (изображение как бы плывет) и не распадается на отдельные квадраты, то такой коптер подойдет в качестве претендента на покупку.

В случае с дешевыми квадрами проще приобрести отдельно FPV аппаратуру, чем использовать комплектную. Качество видео и дальность связи улучшаются прямо пропорционально стоимости оборудования. Большие дроны без проблем можно оснастить передатчиком и камерой без ухудшения полетных характеристик. Мини и микро БПЛА зачастую не обладают необходимой подъемной силой. В целом, чем легче камера и передатчик, тем проще коптеру будет справиться с дополнительным весом.

Коптеры подороже обычно оснащаются неплохими камерами с 3d или 2d подвесами. Желательно (хотя и не обязательно), чтобы подвес предусматривал установку GoPro камер. Обратите внимание на дальность видео связи. Лучшие модели обеспечивают устойчивую передачу видеосигнала на расстоянии до 4 км и выше.

Радиус полета и радиус передачи видеосигнала должны быть одинаковыми. В противном случае может возникнуть ситуация, когда FPV перестанет работать и вам придется ориентироваться только на GPS сигнал.

Лучшие модели с fpv

Выбор лучшего мультикоптера вряд ли можно назвать простым. Во многом, ответ на вопрос, какой дрон выбрать, зависит от финансовых возможностей. Чем дороже БПЛА, тем, теоретически, лучшими характеристиками он обладает. Но это не означает, что среди недорогих моделей нет достойный претендентов.

Недорогие модели


  • Hubsan H107D


Картинка с 12 Мп FPV камеры транслируется на смартфон пилота (поддерживаются устройства на андроиде и ). Это первый дрон, созданный для селфи. Складная конструкция, интеллектуальные режимы съемки, качественная оптика, 2-х осевой подвес, система облета препятствий – вот далеко не полный перечень его отличительных особенностей.


  • DJI Phantom 4

Это по-прежнему в своем ценовом сегменте. Качественный видеомодуль, 3-х осевой подвес, множество интеллектуальных режимов полета, hdmi порт для внешних мониторов и VR-гарнитуры дают хорошие возможности для управления дроном в режиме от первого лица. Цена на аппарат высока (особенно на Advanced и Pro версии), но, если вам необходимо устройство, в котором все работает сразу и без проблем, Phantom окажется правильным выбором.


  • GoPro Karma

Cоздавался как . На него можно установить любую версию Hero, начиная с 4, и получить отличную картинку. FPV режим работает без нареканий, с трансляцией видео на экран пульта. Видеосигнал может передаваться и на смартфон, для этого необходимо установить фирменное приложение GoPro (есть для андроида и для iOS). Кстати, подвес с камерой можно снять с корпуса квадра и установить на комплектный монопод.

Полностью процесс сборки и настройки я описал и , а ниже будет немного изменённая версия, содержащая больше информации из моих предыдущих статей.

Я оставлю за скобками вопрос вхождения в данное хобби и перейду непосредственно к квадрокоптеру.

Выбор размера квадрокоптера

Год назад наибольшей популярностью пользовались квадрокоптеры 250-го размера. Но сейчас пилоты предпочитают собирать аппараты меньшего размера, что весьма разумно: вес меньше, а мощность та же. Я выбрал 180-й размер не из каких-то практических причин, а как некий челлендж по сборке.

На самом деле, такой подход к выбору не совсем правилен. Гораздо разумнее выбирать сначала размер пропеллеров, а уже под них - наименьшую раму, куда влезут выбранные пропеллеры. И при таком подходе 180-й формат вообще отбраковывается. Судите сами: 210-й формат позволяет ставить те же 5-дюймовые пропеллеры, что 250-й, при этом сам квадрик получается легче, а 4-дюймовые пропеллеры влезают и в 160-е рамы. Получается, что 180-й размер - это такой промежуточный формат, который «ни нашим, ни вашим». Его также можно считать утяжелённым 160-м. Но, тем не менее я выбрал именно его. Возможно потому, что это минимальный размер, способный более-менее комфортно тягать камеру GoPro или Runcam.

Комплектующие

Начнём с моторов. «Промежуточность» 180-го размера, а также богатство их ассортимента, осложняют выбор. С одной стороны, можно брать то, что идёт на 160-е, с другой - то, что устанавливают на 210-е или даже 250-е. Исходить надо из пропеллеров и батареи (количество банок). Не вижу смысла использовать батарею 3S, а по пропеллерам общие правила таковы:

  • нужна максимальная статическая тяга - увеличивай диаметр пропеллера и уменьшай шаг (в разумных пределах)
  • нужна высокая скорость - уменьшай диаметр и увеличивай шаг (в разумных пределах)
  • нужна высокая тяга при маленьком диаметре - добавляй количество лопастей (опять же в разумных пределах, так как если разница между двух- и трёхлопастными пропеллерами ощутимая, то между трёх- и четырёхлопастными - не такая большая)

В моём случае я имею ограничение размера пропеллеров в 4 дюйма, но не имею ограничения по моторам. Значит, разумнее всего будет использовать трёхлопастные 4045 пропеллеры bullnose. Их сложно балансировать, но с ними управление отзывчевее и предсказуемее, а звук тише. С другой стороны, с двухлопастными пропеллерами скорость у квадрокоптера выше, но мне этого точно не надо. «В народе» на 180-х рамах преобладают следующие сетапы:

  • лёгкий с моторами 1306-3100KV, обычными 4045 пропеллерами и батареей 850mAh
  • тяжёлый и мощный под трёхлопастные bullnose пропеллеры и экшн-камеру с моторами 2205-2600KV и батареей 1300mAh

На самом же деле, рама позволяет ставить моторы от 1306-4000KV до 22XX-2700KV. Кстати, не знаю почему, но моторы 1806-2300KV сейчас в опале и мало используются.

Для своего квадрика моторы я взял - RCX H2205 2633KV . Во-первых, хотелось иметь запас по мощности (хотя с моими скромными навыками пилотирования, непонятно зачем). Во-вторых, мои сетапы никогда не получались сверхлёгкими, вдобавок я ещё и экшн-камеру таскать планирую. Конкретно моторы RCX - вариант компромиссный. Они дёшевы, но и нареканий по качеству много. На момент покупки комплектующих это были одни из немногих моторов 2205-2600KV на рынке. Сейчас (на момент написания статьи) ассортимент значительно больше и лучше выбрать что-нибудь другое.
С остальными комплектующими действовал по принципу «больше челленджа»:

Выбор полётного контроллера

Вы наверное заметили, что в списке нет полётного контроллера. Хочу описать его выбор подробнее. В недорогие наборы для сборки часто включают контроллер CC3D, так сейчас это, пожалуй, самый дешёвый ПК. Сегодня нет совершенно никакого смысла покупать CC3D. Он устарел и не имеет таких необходимых вещей, как контроль заряда батареи и «пищалка». Его преемник CC3D Revolution - это уже совсем иной продукт с богатыми возможностями, но и ценой свыше 40€.
Современные полётные контроллеры уже перешли с процессоров F1 на F3, что сделало Naze32 ПК прошлого поколения и ощутимо снизило его цену. Сейчас это поистине народный контроллер, который имеет почти всё, что душа желает при цене от 12€.
Из ПК нового поколения наиболее популярен Seriously Pro Racing F3, причём в первую очередь, из-за наличия недорогих клонов. Сам контроллер ничем не уступает Naze32, вдобавок имеет быстрый процессор F3, большое количество памяти, три UART-порта, встроенный инвертор для S.Bus. Именно SPRacingF3 Acro я и выбрал. Остальные современные ПК не рассматривались из-за цены, либо каких-то специфических особенностей (закрытая прошивка, компоновка и т.д.)
Отдельно отмечу модную ныне тенденцию объединять несколько плат в одну. Чаще всего ПК и OSD или ПК и PDB Я не поддерживаю данную идею за парой исключений. Мне не хочется менять весь полётный контроллер из-за сгоревшей OSD. К тому же, как показывает практика, иногда такое объединение приносит проблемы .

Схема проводки

Понятное дело, что все компоненты, которым нужно питание 5В или 12В, будут получать его от BEC`ов платы распределения питания. Камеру теоретически можно было запитать напрямую от 4S-батареи, благо входное напряжение это позволяет, но ни в коем случае делать этого не стоит. Во-первых, все камеры очень восприимчивы к шумам в цепи от регуляторов, что выразится в помехах на картинке. Во-вторых, регуляторы с активным торможением (такие, как мои LittleBee), при активизации этого торможения, дают в бортовую сеть очень серьёзный импульс, что может сжечь камеру. Причём, наличие импульса напрямую зависит от износа батареи. У новых его нет, а у старых - есть. Вот познавательное видео на тему помех от регуляторов и чем их фильтровать. Так что камеру лучше питать либо от BEC`а, либо от видеопередатчика.
Также, ради улучшения качества картинки, рекомендуется пустить с камеры на OSD не только сигнальный провод, но и «землю». Если скрутить эти провода в «косичку», то «земля» действует, как экран для сигнального провода. Правда в данном случае я этого не делал.
Коли уж зашла речь о «земле», то часто спорят о том, надо ли подключать «землю» от регуляторов к ПК или достаточно одного сигнального провода. На обычном гоночном квадрокоптере однозначно надо подключать. Её отсутствие может привести к срывам синхронизации (подтверждение).
Конечная схема проводки получилась простой и лаконичной, но с парой нюансов:

  • питание полётного контроллера (5В) от PDB через выходы для регуляторов
  • питание радиоприёмника (5В) от ПК через разъём OI_1
  • питание видеопередатчика (12В) от PDB
  • питание камеры (5В) от видеопередатчика
  • OSD подключил к UART2. Многие используют для этого UART1, но как и на Naze32, здесь этот разъём запараллелен с USB.
  • Vbat подключен к ПК, а не к OSD. В теории показания вольтажа батареи (vbat) можно считывать как на OSD, так и на ПК, подключив батарею либо к одному, либо к другому. В чём разница? В первом случае показания будут присутствовать только на экране монитора или очков и ПК ничего не будет о них знать. Во втором случае ПК может отслеживать напряжение батареи, информировать о нём пилота (например, «пищалкой»), а также передавать эти данные на OSD, в «чёрный ящик» и по телеметрии на пульт. Настраивать точность показаний тоже проще через ПК. То есть, подключение vbat к полётному контроллеру намного предпочтительнее.

Сборка

Для начала несколько общих советов по сборке:

  • Карбон проводит ток. Так что всё надо хорошо изолировать, чтобы нигде ничего не замыкало на раму.
  • Всё, что выступает за пределы рамы, при аварии вероятнее всего, будет сломано или оторвано. В данном случае речь идёт, в первую очередь, о разъёмах. Провода тоже могут быть перерублены винтом, так что и их надо прятать.
  • Крайне желательно после пайки покрыть все платы изолирующим лаком PLASTIK 71, причём в несколько слоёв. По собственному опыту скажу, что наносить жидкий лак кисточной намного удобнее, чем покрывать спреем.
  • Не лишним будет капнуть немного термоклея на места пайки проводов к платам. Это защитит пайку от вибраций.
  • Для всех резьбовых соединений желательно использовать «Локтайт» средней фиксации (синий).

Сборку я предпочитаю начинать с моторов и регуляторов. хорошее видео по сборке маленького квадрокоптера, с которого я перенял идею расположения проводов моторов.

Отдельно хочется сказать про крепление регуляторов: где и чем? Их можно закрепить на луче и под ним. Я выбрал первый вариант, так как мне кажется, что в этом положении регулятор более защищён (это мои домыслы, не подтверждённые практикой). Вдобавок, при креплении на луче, регулятор отлично охлаждается воздухом от пропеллера. Теперь о том, как закрепить регулятор. Способов много, наиболее популярный - двухсторонний скотч + одна-две стяжки. «Дёшево и сердито», к тому же демонтаж трудностей не доставит. Хуже то, что при таком креплении можно повредить плату регулятора (если ставить стяжку на неё) или провода (если крепить на них). Так что я решил крепить регуляторы термоусадочной трубкой (25мм) и запаял их вместе с лучами. Есть один нюанс: сам регулятор тоже должен быть в термоусадке (мои в ней и продавались), чтобы не соприкасаться контактами с карбоном луча, иначе - КЗ.

Также имеет смысл приклеить по кусочку двухстороннего скотча снизу на каждый луч в месте крепления мотора. Во-первых, он защитит подшипник мотора от пыли. Во-вторых, если по какой-то причине один из болтиков открутиться, он не выпадет при полёте и не потеряется.
При сборке рамы не использовал ни одного болтика из комплекта, так как все они неприлично короткие. Вместо этого приобрёл чуть длиннее и с головкой под крестовую отвёртку (есть такое личное предпочтение).

Камера не помещалась по ширине между боковых пластин рамы. Немного обработал края её платы надфилем (скорее сточил шероховатости) и она встала без проблем. Но сложности на этом не кончились. Мне очень понравилось качество держателя для камеры от Diatone, но камера с ним не помещалась в раму по высоте (примерно на 8-10мм). Сначала я приколхозил держатель на наружной (верхней) стороне пластины через неопреновый демпфер, но конструкция получилась ненадёжной. Позже пришла идея максимально простого и надёжного крепления. Я взял только хомут от Diatone`овского крепления и одел его на отрезок прута с резьбой М3. Чтобы камера не сместилась вбок, я зафиксировал хомут нейлоновыми муфтами.

Очень понравилось, что из разъёмов на ПК пришлось паять только коннекторы для регуляторов. Полноценные трёхконтактные разъёмы у меня не вписывались по высоте, пришлось пойти на хитрость и использовать двухпиновые. Для первых пяти каналов (4 для регуляторов + 1 «на всякий пожарный») я припаял коннекторы к сигнальной площадке и «земле», для остальных трёх - к «плюсу» и «земле», чтобы можно было запитать сам ПК и уже от него - подсветку. Учитывая, что китайские клоны полётных контроллеров грешат ненадёжной фиксацией разъёма USB, его я пропаял тоже. Ещё одним моментом, характерным для клона SPRacingF3, является разъём «пищалки». Как и в случае с vbat, на верхней стороне платы находится двухконтактный разъём JST-XH, а на нижней - он продублирован контактными площадками. Закавыка в том, что у клона «земля» на разъёмe постоянная и при его использовании «пищалка» всегда будет активирована. Нормальная рабочая для «пищалки» «земля» выведена только на контактную площадку. Это легко проверяется тестером: «плюс» разъёма прозванивается с «плюсом» на контактной площадке, а «минус» - не прозванивается. Следовательно, надо припаять провода для «пищалки» к нижней стороне ПК.

Трёхконтактные разъёмы регуляторов тоже пришлось заменить. Можно было использовать четыре двухконтактных штекера, но вместо этого, я взял два четырёхконтактных штекера и вставил в один «землю» всех регуляторов, во второй (соблюдая порядок подключения моторов) - сигнальный провод.

Пластина с подсветкой по ширине больше, чем рама и выступает по бокам. Единственное место, где её не собьют пропеллеры - под рамой. Пришлось колхозить: взял длинные болты, надел на них нейлоновые муфты с предварительно проделанными прорезями (чтоб стяжки, крепящие подсветку, могли зафиксироваться) и вкрутил через нижнюю пластину в стойки рамы. К получившимся ножкам стяжками притянул пластину со светодиодами (отверстия в пластине подходили идеально) и залил стяжки термоклеем. С задней стороны пластины припаял коннекторы.
Уже после сборки, на этапе настройки выяснилось, что с пищалкой что-то не то. Сразу после подключения батареи она начинала монотонно пищать, а если активизировать её с пульта, то на этот монотонный писк накладывался ещё и ритмичный. Я сначала грешил на ПК, но после замера напряжение мультиметром, стало ясно где именно проблема. На самом деле можно было с самого начала подключить к проводам пищалки обычный светодиод. В итоге я заказал сразу несколько пищалок, послушал их и установил самую громкую.

Часто PDB и контроллер крепят к раме нейлоновыми болтами, но я не доверяю их прочности. Поэтому я использовал 20мм металлические болты и нейлоновые муфты. После установки PDB я припаял питание регуляторов (остальные провода были припаяны заранее) и залил места пайки термоклеем. Главный силовой провод, идущий к батарее, я стяжкой закрепил к раме, чтобы его не вырвало в случае аварии.

С приёмника я кусачками удалил все коннекторы, кроме необходимых трёх, а перемычку между третьим и четвёртым каналами пропаял прямо на плате. Как я уже писал выше, разумнее было бы брать приёмник без коннекторов. Также я развернул у него антенны и заплавил в термоусадку. На раме приёмник хорошо поместился между PBD и задней стойкой. При таком расположении хорошо видно его индикаторы и есть доступ к кнопке бинда.

Видеопередатчик стяжками и термоклеем я закрепил к верхней пластине рамы так, чтобы через прорезь был доступ к кнопке переключения каналов и светодиодным индикаторам.

Для крепления антенны видеопередатчика в раме есть специальное отверстие. Но не стоит соединять её с передатчиком напрямую. Получается своего рода рычаг, где одним плечом служит антенна, другим - сам передатчик со всеми проводами, а место крепления разъёма будет точкой опоры, на которую придётся максимум нагрузки. Таким образом, в случае аварии почти со 100% вероятностью разъём на плате передатчика отломается. Поэтому крепить антенну надо через какой-то переходник или удлинитель.

К MinimOSD я решил припаять разъёмы, а не провода напрямую. На форумах пишут, что эта плата нередко сгорает, следовательно разумно сразу подготовиться к возможной замене. Я взял планку с коннекторами в два ряда, нижние припаял к контактным площадкам с отверстиями, а на верхние вывел vIn и vOut. После этого залил места пайки термоклеем и упаковал всю плату в термоусадку.

Последним штрихом является наклейка с номером телефона. Она даст хоть небольшую надежду в случае потери квадрокоптера.

Сборка на этом подошла к концу. Получилось компактно и при этом сохранён доступ ко всем необходимым органам управления. Больше фотографий можно посмотреть . Масса квадрокопрера без батареи составляет 330г, с батареей - 470г. И это ещё без экшн-камеры и крепления для неё. В следующей статье я расскажу о прошивке и настройке получившегося квадрокоптера.

2018 год обещает быть захватывающим для GearBest и его покупателей! Появится много новых потрясающих дронов, и нам уже не терпится рассказать вам о них!

Итак, вот несколько лучших дронов FPV (вид от первого лица) с GearBest: DJI Ryze Tello, Lieber Zulu и FuriBee Geniuser.

Рейтинг лучших FPV дронов с GearBest

Один из самых ожидаемых дронов наступившего года. Известный бренд DJI и китайский стартап Ryze объединили усилия, чтобы спроектировать и выпустить потрясающий беспилотник, предназначенный не только для юных пользователей, но и для взрослых.

Дизайн очень похож на модель DJI Spark, популярную среди широкого круга любителей дронов. Рамка черно-белого цвета изготовлена из легкого и прочного материала – пластика ABS. Размеры дрона 9,80×9,25×4,10 см, а весит он 80 г.

Как и ожидалось от устройства компании DJI, квадрокоптер Tello оснащен целым набором полезных функций для увлекательного и безопасного полета. Сюда входят функции автоматического взлета и посадки; индикатор разрядки батареи; защита от аварий при потере связи; взлет с рук (чтобы дрон полетел, достаточно просто подбросить его вверх); исполнение флипов по восьми направлениям (для выполнения крутых воздушных трюков можно использовать экран управляющего устройства); автовзлет и посадка с руки; система визуального позиционирования (для точного полета). Вы будете удивлены еще больше, узнав, что на борту этого дрона установлен мощный 14-ядерный процессор Intel. Но и это еще не все! Дрон можно запрограммировать с помощью особого инструмента Scratch – это система визуального (блочного) кодирования, которую легко освоят даже дети и подростки!

Продукт от DJI не будет полноценным без мощной камеры, и модель Tello не является исключением. Этот удивительный миниатюрный квадрокоптер оснащен встроенной камерой 5-Мп с электронной стабилизацией изображения. Кроме того, у камеры есть функция EZ Shots, которая обеспечивает съемку панорамного видео на 360°. Также доступна FPV трансляция в высоком качестве и совместимость с VR-гарнитурой.

Помимо регулятора скорости – контроллера RC, в качестве пульта дистанционного управления можно использовать смартфон или планшет. Для этого нужно установить бесплатное приложение (доступно для Android и iOS). Пользовательский интерфейс этого приложения очень удобен и прост – он дает доступ ко всем функциям дрона и транслирует на экране видео от первого лица в режиме реального времени.

Технические характеристики DJI Ryze Tello приятно удивят сообщество любителей дронов. Для такого доступного по цене устройства, максимальное время полета составляет целых 13 минут, благодаря мощной съемной батарее 3,8V 1100 mAh. Этот показатель выше среднего по сравнению с другими дронами той же ценовой категории. Максимальная дальность управления – около 100 м.

Один из самых интересных и укомплектованных гоночных дронов FPV, готовых выйти на рынок в 2018 году. Беспилотник поставляется со всем необходимым, чтобы сразу начать гонку, достав его из упаковочной коробки.

У беспилотника Lieber Zulu весьма привлекательное оформление в ярко-голубом цвете, что наверняка позволит ему выделиться среди подобных гоночных мини-дронов. Устройство изготовлено из пластика ABS. Размеры дрона 10,1×10,16×4,06 см, а вес – всего 42 г.

Этот гоночный мини-дрон оснащен мощным мотором со щеткой; полетным контроллером SP Racing F3 EVO для гоночных квадрокоптеров; встроенной камерой с разрешением 700 TVL и видео передатчиком 25mW FPV VTX Combo. Отличная новость – дрон поставляется с собственной гарнитурой 48CH FPV Goggles, которая позволяет еще глубже погрузиться в гонку! В комплекте Lieber Zulu есть все что нужно, чтобы при минимуме затрат насладиться вместе с друзьями увлекательными гонками.

Любому гоночному дрону необходима камера FPV, и Lieber Zulu не исключение. Встроенная камера с разрешением видео 700 TVL имеет поле зрения 148º по горизонтали / 170° по диагонали и управляется в частотном диапазоне 5,8 ГГц. Видео от первого лица передается в режиме реального времени на гарнитуру FPV Goggles (входит в комплект), позволяя пилоту точно и рационально управлять дроном, не теряя ни секунды.

Этот миниатюрный гонщик может летать на большие расстояния. Дальность управления намного выше среднего показателя в группе гоночных квадрокоптеров примерно той же стоимости. Можно мчаться по трассе длиной до 300 м, не теряя связи с дроном – потрясающе! Время полета немного коротковато – всего 6 минут. Но учтите, что это гоночный беспилотник, поэтому придется менять батареи после каждой гонки.

Мощный, профессиональный гоночный беспилотник FPV с новой фирменной рамой X-type, бесщеточными моторами и камерой с разрешением 800 ТВЛ.

FuriBee Geniuser относится к категории дронов-гонщиков с рамой 160 мм по диагонали. Рама изготовлена из углеродного волокна – одного из самых прочных материалов в мире, а также невероятно легкого и стойкого к разрушению и ударам. Вес дрона составляет всего 14 г.

Среди гоночных дронов данного ценового диапазона FuriBee Geniuser отличается наличием некоторых наиболее интересных функций. Это полетный контроллер F4 6DOF со встроенным блоком OSD и светодиодным модулем; расширенная система управления полетом 4-in-1 BLHeli – S 28A; последняя версия поддерживаемой прошивки 3.2.0 BetaFlight (возможно, будет обновлена после выхода новой версии); и, конечно, невероятно мощные бесщеточные двигатели 1506 3400KV. Что тут скажешь – действительно, многофункциональный гоночный квадрокоптер, оснащенный по последнему слову техники.

Во время гонки пилот должен четко видеть маршрут полета, поэтому дрон Geniuser оснащен камерой с разрешением видео 800 TVL, датчиком изображения CCD, углом обзора 145° и объективом 2,1 мм. Съемка гонки передается в режиме реального времени на экран FPV или очки FPV.

Он идет вместе с приемником Frsky 8CH, который работает в частотном диапазоне 5,8 ГГц и позволяет управлять дроном на расстояниях до 600 м без потери связи. Это один из лучших пультов дистанционного управления для профессиональных гоночных дронов – именно его предпочитают использовать многие энтузиасты воздушных гонок.

Если вы когда-нибудь интересовались дронами или квадрокоптерами, то встречали аббревиатуру FPV. FPV (First Person View) — вид от первого лица как в компьютерных играх. С каждым днем цены на квадрокоптеры снижаются и дроны с функцией FPV становятся доступны даже в бюджетном сегменте БПЛА.

Летая на дроне с FPV можно буквально почувствовать себя птицей. Именно поэтому этот тренд быстро набирает популярность. Видя это производители увеличили выпуск дронов именно с возможностью FPV полета. Вид от первого лица дал большой толчок популярности дронов. С каждым днем растет число людей, кто уже летает или только собирается.

Цены на FPV дроны начинаются в районе 100 долларов. Такие беспилотники в основном нужны для ознакомления с полетами по FPV и понимания — какой дрон будет следующим. Однако существуют три разные технологии передачи FPV сигнала: по Wi-Fi и на аналоговых частотах 5.8ГГц и 2.4ГГц. Давайте рассмотрим их подробно.

Что такое FPV?

FPV в сфере дронов — это трансляция видео «в режиме реального времени» с камеры дрона на монитор, очки или шлем пилота. Другими словами эта технология позволяет видеть то, что «видит» дрон в момент полета.

На дрон устанавливается антенна, видеопередатчик и камера. Есть сборки 3 в 1, использующиеся на микро дронах типа . У пилота либо пульт с монитором и приемником, либо очки со встроенным приемником.

Какая от этого польза? Первое, ощутить в какой-то степени свободу полета. Второе, FPV позволяет управлять дроном на больших расстояниях.

С FPV вы точно видите, где в данный момент времени находится дрон и ориентируетесь по окружающей его местности. После того, как, мы выяснили, что такое FPV, давайте разберемся с тремя самыми популярными способами передачи видеопотока.

Типы FPV: цифровой и аналоговый

Как уже упоминалось выше передача видеопотока по воздуху реализуется посредством передатчика и приёмника, которые в свою очередь могут работать в различных диапазонах радиочастот — 900 МГц, 1.2 ГГц, 1.3 ГГц, 2.4 ГГц, 5.8 ГГц. В любительской нише самыми часто используемыми диапазонами являются 2.4ГГц и 5.8ГГц. А используемое для передачи данных оборудование может быть двух типов цифровым и аналоговым. Каждый из типов имеет свои плюсы и минусы, но один из них явно лучше другого. Взглянем по очереди на каждый.

Аналоговое FPV на 2.4ГГц

Из описанных в этой статье вариантов аналоговый диапазон 2.4ГГц наименее популярный. Причина кроется в низком качестве частоты для осуществления приема FPV сигнала. Видео картинка на этой частоте более подвержена размытию и шумам. Все из-за большого количества приборов, окружающих нас и работающих на частоте 2.4ГГц. Начиная от мобильных устройств подключенных по Wi-Fi и заканчивая микроволновыми печами. Все они источники интерференции этой частоты. Соответственно в городе летать в режиме FPV на частоте 2.4ГГц будет проблематично.

FPV по Wi-Fi на 2.4ГГц (цифровое)

Самая популярная технология посредством которой реализуется FPV полёт. Устанавливается в основном на бюджетные дроны. Почти каждый квадрокоптер ценой меньше ста долларов, будет именно с FPV по Wi-Fi. Первая причина популярности это дешевый Wi-Fi передатчик который подключен к камере дрона, вторая — в комплектации отсутствует монитор, его роль будет выполнять смартфон или планшет. В случае с аналоговым оборудованием, беспилотник укомплектовывается дополнительно пультом с монитором или очками.

Поэтому FPV по Wi-Fi самый простой и удобный способ полёта от первого лица на сегодняшний день. После включения дрона, вам нужно подключить гаджет к Wi-Fi точке и зайти в приложение. Минусы цифровой технологии это расстояние передачи сигнала, ограниченное возможностями Wi-Fi, большое количество источников интерференции в диапазоне 2.4ГГц и самый большой минус это задержка картинки, чем дальше дрон находится от пилота, тем больше значение задержки, которая в последствии сводит на нет весь дальнейший полёт от первого лица. Такой способ актуален исключительно для первого ознакомления с FPV и не более того.

Аналоговое FPV на 5.8ГГц

FPV на 5.8ГГц выбор профессионалов и любителей. Плюсы. Хороший баланс между пропускной способностью и дальностью. Задержка картинки настолько мала, что незаметна человеческому глазу. На данный момент является одним из лучших диапазонов для осуществления FPV полетов. По умолчанию устанавливается на гоночные дроны, так как задержка передаваемой картинки оптимальна для скоростных полетов.

Минус только один — цена. Из-за дополнительного монитора или очков, цена заметно выше. За мощный передатчик тоже придется доплачивать.

Вывод

В итоге получается:

  1. 2.4ГГц FPV устаревшая технология, практически не используется
  2. Wi-Fi FPV новая технология, недорогая, но картинка транслируется с существенной задержкой
  3. 5.8ГГц FPV лучшая из трех, выбор профессионалов и любителей.

  • 10 - Parrot Bebop Drone 2
  • 9 - Xiro XPLORER V
  • 8 - Autel Robotics X-Star Premium
  • 7 - Xiaomi Mi Drone 4К
  • 6 - YUNEEC Typhoon Q500 4K
  • 5 - DJI Phantom 3 SE
  • 4 - DJI Spark
  • 3 - DJI Mavic Air
  • 2 - DJI Mavic Pro
  • 1 - YUNEEC Typhoon H

Стремление подняться над Землей всегда было свойственно людям. Мечтая о полетах, человек отправлял в небо что-нибудь подручное — палку, бумеранг или самодельный летательный аппарат. Возможно, поэтому лет сорок назад были так популярны кружки авиамоделизма.

Современные технологии сделали возможным то, что было недоступно. Мультикоптеры с камерой показывают мир в новом ракурсе и дают массу возможностей, начиная от эффектных селфи до скоростных гонок и пилотажных фигур. В 2019 году лучший квадрокоптер сам взлетает в небо, следует командам пилота и успешно возвращается на базу, принося с высоты невероятные видео в ультравысоком разрешении. О новых интересных беспилотниках с камерами читайте в нашем рейтинге.

7.6 Оценка

  • Малый вес, высокая скорость и маневренность
  • Много режимов полета в помощь начинающим
  • Устойчив к повреждениям, трудно разбить
  • Мало внутренней памяти — 8 Гб, нет SD-карты
  • Высокая цена за игрушку, платные дополнения
  • Съемки среднего качества, FHD без стабилизации

Открывает рейтинг квадрокоптеров французская компания Parrot CA со второй версией игрушки Bebop Drone. Этот легкий (500 г) беспилотник похож на стрекозу, управляется со смартфона и обозревает мир круглым глазом встроенной камеры. Мощные пропеллеры разгоняют гаджет до 65 км/ч и обеспечивают маневренность.

Дальность связи — 100 м, но если отдельно приобрести аппаратуру, можно улететь на 2 км. Батарея 2700 мА*ч обеспечивает до 25 минут в воздухе.

Автоматические режимы включают:

  1. Взлет и посадку;
  2. Возврат на место;
  3. Четыре вида селфи (круг почета, бумеранг, параболу, съемку в надир);
  4. За полет по точкам и слежение придется доплатить.

Уникальная особенность аппарата — он умеет кувыркаться в воздухе, стоит лишь нажать кнопку на пульте. Оптика не имеет подвеса, изображение стабилизируется программно, видео снимает 1080p/30 на внутреннюю память (8 Гб). Качество картинки — среднее, недостаточно резкости, матрица шумит при слабом свете.

7.8 Оценка

  • Интересный дизайн отличается от конкурентов
  • Хорошая комплектация с возможностью апгрейда
  • Стабилизированная камера с матрицей Panasonic
  • Невысокая цена за имеющиеся функции
  • Неустойчивая беспроводная связь пульта со смартфоном
  • Малая дальность и высота полета
  • На пульте нельзя закрепить большой смартфон
  • Ошибки программного обеспечения

На одну строчку выше в списке поднялся дрон Xiro XPLORER V от компании Shenzhen Zero UAV. Стреловидные граненые лучи делают его похожим на самолет «Стелс», опирающийся на складные треугольники. Аппарат довольно тяжелый (1,3 кг), но емкая батарея на 5200 мА*ч дает до 25 минут полета.

В комплекте есть радиопульт с креплением для небольшого смартфона (до 5 дюймов), но практическая дальность не превышает 200 метров из-за слабого сигнала.

Квадрокоптер может сам взлететь, сесть, вернуться домой, а еще — пройти по точкам и облететь вокруг оператора. Резкие повороты гаджет не любит, на команды реагирует неспешно. Комплектная камера с 14 МП матрицей Panasonic крепится на трехосевой подвес, видеоролики в разрешении 1080p/30 получаются ровными, без резких сдвигов. С экрана мобильника настраивается экспозиция, ISO и баланс белого (пресеты), файлы сохраняются на карту памяти, для фоток есть формат RAW, чтобы их можно быть подправить.

7.8 Оценка

  • Прочный яркий корпус привычного дизайна
  • Стабильная съемка видео в 4К с ручными настройками
  • Неплохие время и дальность полета от одной батареи
  • Нет датчиков препятствий, может врезаться в дерево
  • В комплекте лишь одна батарея, нужен запас
  • Официально в РФ не ввозится, есть риски с поддержкой

Ярко оранжевый X-Star от американской команды Autel Robotics приземляется на восьмую позицию нашего хит-парада. Может быть эта «звезда» подскажет, какой квадрокоптер с камерой лучше купить? Крупный монолитный корпус (1,6 кг) отливает глянцем, формами похож на классический «Фантом».

Питается дрон от батареи 4900 мА*ч, ее хватает примерно на 20 минут полета на дальность до 2 км, скорость — средняя, до 56 км/ч. Аппаратура с ЖК-экраном отображает ключевые данные, также в зажим крепится мобильное устройство до 10 дюймов.

Интересен режим работы сразу с двух пультов — для пилота и инструктора.

Помимо взлета и посадки, автомат умеет облетать точку, посещать геопозиции и лететь за пультом. Камера Sony на 12 МП на кардановом подвесе оснащена широкоугольным объективом 108 градусов, снимает ролики 4К/30 без подергиваний, но на кадрах есть «бочка». Экспозиция и выдержка выставляется прямо с пульта, снимки сохраняются на карту памяти, есть режим RAW.

8.4 Оценка

  • Стабильные видео в высоком разрешении
  • Широкоугольный объектив с компенсацией дисторсии
  • Хорошая автономность и дальность полетов
  • Мало настроек для фотографий и видео
  • Неудобная связь пульта и мобильного устройства
  • Плохие фотографии в темноте из-за шумной матрицы

На крутом вираже американцев обгоняет Xiaomi со своим Mi Drone. Он белый, как и 90% прочих устройств компании. Корпус с литыми пилонами средних размеров (38 см по диагонали), весит на взлете 1390 г, стартует с широких складных опор. Большая батарея 5100 мА*ч обещает до 27 минут счастья на расстоянии до 2 км, и это правда.

Скорость — до 57 км/ч, в небесной дали исчезает быстро.

Радиопульт тоже белый, в качестве монитора использует смартфон, который подключается не очень удобно — по проводу или через торчащий Wi-Fi-свисток. На трехосевом подвесе с виброгасителями помещается сферическая камера, матрица — Sony 12,4 МП, есть слот для SD-карты.

Объектив раскрывается на 104 градуса, при этом «бочка» компенсируется оптикой. Видео снимает стабильное, на современном уровне 4К/30, есть slo-mo 1080p/100. К сожалению, автоматика хороша только при свете, ручных регулировок нет. В темноте снимки получаются зашумленными, фото сохраняется в RAW для постобработки.

8.2 Оценка

  • Шикарная комплектация, полная готовность к полету
  • Небанальный внешний вид квадрокоптера привлекает внимание
  • Стабильное видео в 4К/30, есть замедленная съемка 1080/120
  • Нет сенсоров ближнего действия
  • Летает недалеко и медленно
  • Матрица не предназначена для вечерней съемки

Аппарат производит впечатление — устремленное вперед черно-серое тело, раскинутые на 50 см пилоны, широкие опоры в боевой стойке.

Из-за большой массы (1,7 кг) дрон летает небыстро, до 35 км/ч. Огромная батарея 5400 мА*ч держит его в небе до 25 минут, реальная дальность — 400 метров.

Смартфон не нужен, в радиопульт встроен дисплей 5,5″.

«Квадрик» подходит для новичков, автоматически взлетает и садится, держит дистанцию до владельца (чтобы не задеть винтами), перемещается вслед за пультом. Если включить Watch Me, камера всегда будет смотреть на оператора — удобно для селфи.

  1. Широкоугольный объектив (115 градусов) исправляет дисторсию;
  2. Трехосевой подвес гарантирует ровные видео.

Матрица 12 МП снимает 4К/30, есть slo-mo 1080/120. С пульта устанавливаются ключевые параметры для съемки, но матрица не тянет ISO больше 600 — шумит.

8.2 Оценка

  • Достойная дальность и время полета
  • Съемка видео в 4К для работы и YouTube
  • Стабилизированный по всем осям подвес
  • Для открытия режима FCC может потребоваться смена прошивки
  • Белый маркий цвет корпуса и пульта, дешевый пластик
  • Нет парктроников, повышена опасность столкновения

Пятерку лидеров начинает обновленная модель от классиков жанра DJI Phantom 3 SE, собравшая в себе лучшие черты «трешек». Внешне дрон не особо отличается от прочих «Фантомов», тот же пухлый крест на рамах-опорах, разве что, шильдик новый. Размеры — средние, диагональ — 350 мм, вес — 1236 г.

Аккумулятор 4480 мА*ч позволяет летать до 25 минут на удаление до 3,6 км со скоростью до 60 км/ч.

Сонары на брюхе помогают вблизи поверхности — отличные показатели для разведки, может прятаться в складках местности. На привычную аппаратуру со стиками крепится мобильный девайс до 10 дюймов. Автомат помогает взлетать и садиться, может кружить над точкой, следовать за объектом или по маршруту.

Сферическая камера на трехосевом подвесе оснащена объективом с углом 94 градуса, искажения типа «бочка» незаметны. Разрешение матрицы 12 МП, умеет снимать видео в 4K/30, замедленной съемки нет. Ровные ролики и красивые фото получаются только при свете, особых режимов и спецэффектов не предусмотрено.

7.4 Оценка

  • Малые габариты, легко перевозить в штатном боксе
  • Камера с механической стабилизацией по двум осям
  • Специальные автоматические эффекты для видео
  • Малая дальность, время и скорость полета
  • Разрешение видео ограничено Full HD
  • Нет стабилизации камеры по третьей оси

Четвертое место в ТОП 10 квадрокоптеров отдается DJI Spark. Он совсем небольшой — 14 см по диагонали и легкий — 300 г, с ярким корпусом и раскинутыми пилонами.

В базовой комплектации пульта нет, управление ведется со смартфона по Wi-Fi.

А еще крошка умеет взлетать и садиться с рук без помощи мобильника — для такого трюка у нее есть сонары и камера на брюхе. Повинуясь жестам, она приближается, удаляется, фотографирует. Аккумулятор 1480 мА*ч дает полетать 12-16 минут, реальная дальность в городе около 30 метров, в поле — до 100 метров, скорость — 25 км/ч.

Этот квадрокоптер заточен под селфи, он сам умеет взмывать ракетой, нарезать круги и спирали, одновременно снимая эффектные ролики в Full HD/30.

Объектив с углом обзора 82 градуса не вносит искажений, блок стабилизирован по двум осям — по горизонтали резко лучше не поворачивать. Хорошие кадры получаются только при ярком свете, результаты сохраняются на SD-карту, фотографии — только в JPG, исправить ошибки экспозиции будет трудно.

8.4 Оценка

  • Легкий корпус со складными пилонами занимает мало места при перевозке
  • Камера снимает видео в разрешении до 4К/30
  • Автоматические режимы для съемки ярких видео
  • Дальность полета ограничена каналом Wi-FI
  • Невысокое качество статичных фото
  • Ошибки при склеивании панорам

Тройку лидеров начинает DJI Mavic Air, интересный тем, что в переносном положении его пилоны складываются — дрон помещается в большой карман (168x83x49 мм). С раскрытыми лучами квадрокоптер похож на яркого жука, размеры 168x184x64 мм, взлетный вес — 430 г. Съемная батарея на 2375 мА*ч поддерживает аппарат до 17 минут.

Обычно гаджет летает со скоростью 28,8 км/ч, но может разогнаться и до 68,4 км/ч.

В воздухе уклоняться от стен и веток помогают сонары. Пульт совмещается со смартфоном, радиоканал ограничивает дальность 1,7 км, в городе — 750 м.

Помимо стиков и виртуальных кнопок Mavic Air понимает жесты.

Стандартная камера 12 Мп снабжена объективом с углом 85 градусов, «бочки» на кадрах нет. Подвес стабилизирован по трем осям, сцена в кадре не дрожит. Доступное видео — 4К/30, для хранения есть своя память (8Гб) и SD-карта. Автоматические режимы включают круговые и спиральные облеты, а также «Астероид»- сферическую панораму с ключевым объектом в центре.

8.6 Оценка

  • Складной аппарат занимает мало места при перевозке
  • Универсальное управление с пульта, смартфона или вместе
  • Прекрасные видео в режиме до 4К/30 с механической стабилизацией
  • Нет боковых сонаров и сенсоров задней полусферы
  • Нет эффектов для автоматической съемки
  • Короткие посадочные опоры требуют ровной площадки

В сложенном состоянии серый строгий робот со складными пилонами занимает на 3 см больше места, чем Air (83x83xx198 мм), весит 734 г. Пульт — тоже компактный, в нем есть ЖК-экран и направляющие для смартфона.

Батарея на 3830 мА*ч обеспечивает очень достойные летные качества — до 27 минут полета, максимальная скорость — 65 км/ч, подтвержденная дальность — 3,5 км.

Объектив камеры имеет угол обзора 78 градусов, матрица стандартная — 12 МП, блок подвешен на стабилизаторах по всем осям — механика работает идеально. Видео записывается в 4У/30 или 1280p/120 (slo-mo). Из автоматических режимов есть взлет/посадка, а также слежение за объектом в кадре, эффектов для селфи нет, аппарат предназначен для наблюдения. Фотографии получаются только при хорошем освещении, есть формат RAW для редактирования.