Как читать электросхемы для начинающих. Краткий обзор условных обозначений, используемых в электросхемах. При чтении схем надо знать основополагающие принципы

Для примера как всегда возьмём наш любимый Шевроле Лачетти.

Особенно сложно даётся новичкам чтение схем иностранных автомобилей, потому что сразу бросают в ступор аббревиатуры на английском языке и непонятные условные обозначения.

Как читать электрические схемы автомобиля

Но не стоит сразу пугаться и отказываться от цели разобраться в схеме. Достаточно потратить несколько минут на изучение справочной информации и потихоньку всё встанет на свои места, а электрическая схема уже не будет казаться чем-то страшным и непонятным.


Каждая схема состоит из элементов, узлов и механизмов, а соединяется это всё при помощи проводов разного цвета и сечения.

Содержание цепи электрической схемы

Вот схема для примера

Понятно, что на ней изображено? Если нет, тогда разберёмся по порядку.

Красным пунктиром обведены отдельные элементы схемы и обозначены для наглядности латинскими буквами от А до Н:

  • А — верхние горизонтальные линии: Линии электропитания: 30, 15, 15А, 15С, 58. То есть, по этим проводам осуществляется питание схемы. В зависимости, в какое положение повёрнут ключ зажигания — соответственно напряжение подаётся на тот или иной провод

    Номер блока питания

    Состояние блока питания

    Питание от аккумуляторной батареи (В+) при замке зажигания в положении «ON» и «ST» (IGN 1)

    Питание от аккумуляторной батареи (В+) при замке зажигания в положении «ON» (IGN 2)

    Питание от аккумуляторной батареи (В+) при замке зажигания в положении «ON» и «АСС»

    Питание от аккумуляторной батареи (В+) непосредственно, независимо от положения замка зажигания

    Масса соединена с аккумуляторной батареей (-)

    Питание от аккумуляторной батареи (В+) при переключателе фар в положении 1 и 2 (цепь подсветки)

  • В — Ef20 или F2: номер предохранителя
    • Ef20 — предохранитель №20 в блоке предохранителей в моторном отсеке
    • F2 — предохранитель №2 в блоке предохранителей в салоне автомобиля
  • С — Разъем (С101~С902)
    • Разъем № С203 контакта №1
  • D — S201: контактная колодка (S101~S303), то есть, S — колодка, а 201 — это её номер

    УСЛОВНОЕ

    ОБОЗНАЧЕНИЕ

    ЗНАЧЕНИЕ

    Предохранитель в блоке предохранителей в моторном отсеке

    Предохранитель в блоке предохранителей в салоне автомобиля

    Контактная колодка (соединительный разъем)

  • Е — Реле и его внутренняя цепь. 85, 86, 87 и 30 — это номера контактов реле. Illumination relay — Реле подсветки. Весь перевод английских обозначений можно посмотреть в статье
  • F — Переключатель и его внутренняя схема. Head lamp switch — переключатель фар.
  • G — Цвет провода

    Сокращение

    Цвет

    Сокращение

    Цвет

    Коричневый

    Фиолетовый

Тот, кто понимает смысл соединений и символов, из которых, собственно, и состоит любая электрическая схема, читает ее, как книгу. Сразу становится понятна связь между элементами, их назначение и общий принцип функционирования того или иного механизма. Все обозначения на электрических схемах – это совокупность простейших геометрических фигур (окружностей, прямоугольников, квадратов и тому подобное), а также различных линий (сплошных, прерывистых) и точек, которые часто ставятся в местах их пересечения (примыкания).

На любой схеме часто присутствуют элементы не только «чистой» электрики, но и автоматизации, например, той же электроники. Для каждой разновидности элементов предусмотрены свои условные обозначения, которые отражены в соответствующих стандартах. Существует масса справочников, в которых все детально расписано.

Уместно привести ГОСТ, которые будут наиболее полезны при чтении большинства электрических схем. В скобках указан год вступления документа в действие.

  • № 2.747 (1968) – о размерах условных обозначений.
  • № 2.756 (1976) – электромеханические устройства/воспринимающие части.
  • № 2.710 (1981) – буквенно-цифровые обозначения.
  • № 21.404 (1985) – для элементов автоматизации.
  • № 2.755 (1987) – соединения и коммутирующие элементы.
  • № 21.614 (1988) – общие условные обозначения.
  • № 2.709 (1989) – контактные соединения и провода.

Среди указанных стандартов, в которых отражены условные обозначения, есть и те, которые уже не действуют. Но во многих семьях до сих пор эксплуатируются бытовые приборы еще производства СССР (например, холодильники), и рачительные хозяева не спешат с ними расставаться.

По крайней мере, они если и не в квартире, то на даче точно используются, так как не в пример новомодным моделям, «старая» техника на практике доказала свою надежность. В случае необходимости ремонта придется пользоваться прилагаемыми к агрегатам схемами, а они выполнены по устаревшим ГОСТ.






При чтении любой схемы необходимо обращать внимание на все приложения и сноски. В них, в частности, обязательно указывается спецификация элементов (особенно в старой документации). Этой информации достаточно, чтобы в случае отсутствия требуемой детали подобрать ей аналог.

Для начинающих электронщиков важно понимать, как работают детали, как их рисуют на схеме и как разобраться в схеме электрической принципиальной. Для этого нужно сперва ознакомиться с принципом работы элементов, а как читать схемы электроники я расскажу в этой статье на примерах популярных устройств для начинающих.

Схема настольной лампы и фонарика на светодиоде

Схема - это рисунок на которых с помощью определенных символов изображаются детали схемы, линиями - их соединения. При этом, если линии пересекаются - то контакта между этими проводниками нет, а если в месте пересечения присутствует точка - это узел соединения нескольких проводников.

Кроме значков и линий на схеме изображены буквенные обозначения. Все обозначения стандартизированы, в каждой стране свои стандарты, например в России придерживаются стандарта ГОСТ 2.710-81.

Начнем изучение с простейшего - схемы настольной лампы.

Схемы не всегда читают слева направо и сверху вниз, лучше идти от источника питания. Что мы можем узнать из схемы, посмотрите в правую её часть. ~ - значит питание переменным током.

Рядом написано «220» - напряжением в 220 В. X1 и X2 - предполагается подключение в розетку с помощью вилки. SW1 - так изображается ключ, тумблер или кнопка в разомкнутом состоянии. L - условное изображение лампочки накаливания.

Краткие выводы:

На схеме изображено устройство, которое подключается к сети 220 В переменного тока с помощью вилки в розетку или других разъёмных соединений. Есть возможность отключения с помощью переключателя или кнопки. Нужно для питания лампы накаливания.

С первого взгляда кажется очевидным, но специалист должен уметь сделать такие выводы глядя на схему без пояснений, это умение даст возможность выносить диагноз неисправности и устранять её или же собирать устройства с нуля.

Перейдем к следующей схеме. Это фонарик с питанием от батарейки, в качестве излучателя в нём установлен .

Взгляните на схему, возможно, вы увидите новые для себя изображения. Справа изображен источник питания, так выглядит батарейка или аккумулятор, длинный вывод это плюс другое название - Катод, короткий - минус или Анод. У светодиода к аноду (треугольная часть обозначения) подключается плюс, а к катоду (на УГО выглядит как полоска) - минус.

Это нужно запомнить, что у источников питания и потребителей названия электродов наоборот. Две исходящие от светодиода стрелки дают вам понять, что этот прибор ИЗЛУЧАЕТ свет, если бы стрелки наоборот указывали на него - это был бы фотоприемник. Диоды имеют буквенное обозначение VDx, где х- порядковый номер.

Важно:

Нумерация деталей на схемах идет столбцами сверху вниз, слева направо.

Если к схеме добавить узел стабилизации, построенный , напряжение блока питания будет стабилизировано. При этом только от повышения питающего напряжения, при просадках ниже, чем Uстабилизации напряжение будет пульсирующем в такт с просадками. VD1 - это стабилитрон, они включаются в обратном смещении (катодом к точке с положительным потенциалом). Различаются по величине тока стабилизации (Iстаб) и напряжения стабилизации (Uстаб).

Краткие итоги:

Что мы можем понять из этой схемы? То, что . Подключается первичной стороной (входом) к сети переменного тока с напряжением 220 Вольт. На его выходе имеет два разъёмных соединения - «+» и «-» и напряжение 12 В, нестабилизорванное.

Давайте перейдем еще более сложным схемам и познакомимся с другими элементами электрических цепей.

Научиться можно только тому, что любишь.
Гёте И.

"Как самостоятельно изучить электронику с нуля?" — один из самых популярных вопросов на радиолюбительских форумах. При этом те ответы, которые я нашел, когда сам его задавал, мне мало помогли. Поэтому я решил дать свой.

Это эссе описывает общий подход к самообучению, а так как оно стало ежедневно получать множество просмотров, то я решил его развить и сделать небольшое руководство по самостоятельному изучению электроники и рассказать как это делаю я. Подписывайся на рассылку -- будет интересно!

Творчество и результат

Чтобы что-то изучить надо это полюбить, гореть интересом и регулярно упражняться. Кажется, я только что озвучил прописную истину... Тем не менее. Для того, чтобы с лёгкостью и удовольствием изучать электронику надо её любить и относится к ней с любопытством и восхищением. Сейчас уже для всех привычно иметь возможность отправить видеосообщение на другой конец земли и мгновенно получить ответ. А это одно из достижений электоники. 100 лет труда тысяч ученых и инженеров.

Как нас обычно учат

Классический подход, который проповедуется в школах и университетах всего мира можно назвать подходом снизу-вверх. Сначала тебе рассказывают что такое электрон, атом, заряд, ток, резистор, конденсатор, индуктивность, заставляют решить сотни задач на нахождение токов в резисторных цепях, потом ещё сложней и т.д. Такой подход схож с восхождением на гору. Но лезть в гору сложней, чем спускаться. И многие сдаются так и не добравшись до вершины. Это верно в любом деле.

А что если спускаться с горы? Главная идея в том, чтобы сначала получить результат, а затем разобрать детально почему работает именно так. Т.е. это классический подход детских радиокружков. Он даёт возможность получить ощущение победы и успеха, которые в свою очередь стимулируют желание изучать электронику дальше. Понимаешь, очень сомнительная польза в изучении одной теории. Надо обязательно практиковаться, так как не все из теории 100% ложится на практику.

Есть такая старая инженерная шутка гласит: "Раз ты хорош в математике, то тебе надо пойти в электронику". Типичная чушь. Электроника -- это творчество, новизна идей, практика. И не обязательно впадать в дебри теоритический расчетов, чтобы создавать электронные устройства. Ты вполне можешь освоить необходимые знания самостоятельно. А математику подтянешь в процессе творчества.

Главное -- это понять основной принцип, и только потом тонкости. Такой подход просто переворачивает мир самостоятельного изучения. Он не нов. Так рисуют художники: сначала набросок, затем детализация. Так проектируют различные большие системы и т.д. Такой подход похож на "метод тыка", но только если не искать ответа, а тупо повторять одно и тоже действие.

Понравилось устройство? Собирай, разбирайся почему оно сделано именно так и какие идеи заложены в его конструкцию: почему именно эти детали используются, почему именно так соединены, какие принципы используются? А можно ли что-нибудь улучшить или просто заменить какую-нибудь деталь?

Конструирование -- это творчество, но ему можно научиться. Для это надо только выполнять простые действия: читать, повторять чужие устройства, обдумывать результат, наслаждаться процессом, быть смелым и уверенным в себе.

Математика в электронике

В радиолюбительском конструировании считать несобственные интегралы вряд ли придётся, но знание закона Ома, правил Кирхгофа, формул делителя тока/напряжения , владение комплексной арифметикой и тригонометрией может пригодиться. Это азы азов. Хочешь уметь больше - люби математику и физику. Это не только полезно, но и чрезвычайно занимательно. Конечно, это не обязательно. Можно делать достаточно крутые устройства вообще ничего этого не зная. Только это будут устройства, придуманные кем-то другим.

Когда я, после очень длительного перерыва, понял, что электроника снова меня зовёт и манит в ряды радиолюбителей, то сразу стало ясно, что мои знания давно уже улетучились, а доступность компонентов и технологий стала шире. Что я стал делать? Путь был только один — признать себя полным нолём и стартовать из ничего: знакомых опытных электронщиков нет, какой-либо программы самообучения тоже нет, форумы я отбросил потому, что они представляют собой свалку информации и отнимают много времени (какой-то вопрос можно там узнать вкратце, но получить цельные знания очень сложно — там все такие важные, что лопнуть можно!)

И тогда япошел самым старым и простым путём: через книги. В хороших книгах тематика обсуждается наиболее полно и нет пустой болтовни. Конечно, в книгах есть и ошибки, и косноязычие. Просто надо знать какие книги читать и в каком порядке. После прочтения хорошо написанных книг и результат будет отличным.

Мой совет прост, но полезен — читайте книги и журналы. Я, к примеру, хочу не только повторять чужие схемы, а уметь конструировать свои. Создавать -- это интересно и весело. Именно таким должно быть моё хобби: интересным и занимательным. Да и ваше тоже.

Какие книги помогут освить электронику

Много времени я провел выискивая подходящие книги. И понял, что надо сказать спасибо СССР. Такой массив полезных книг после него остался! СССР можно ругать, можно хвалить. Смотря за что. Так вот за книги и журналы для радиолюбителей и школьников надо благодарить. Тиражи бешеные, авторы отборные. До сих пор можно найти книги для новичков, которые дадут фору всем современным. Поэтому есть смысл пройтись по букинистам и поспрашивать (да и скачать все можно).

  1. Климчевский Ч. - Азбука радиолюбителя.
  2. Эймишен. Электроника? Нет ничего проще.
  3. Б.С.Иванов. Осциллограф - ваш помощник (как работать с осциллографом)
  4. Хабловски. И. Электроника в вопросах и ответах
  5. Никулин, Повный. Энциклопедия начинающего радиолюбителя
  6. Ревич. Занимательная электроника
  7. Шишков. Первые шаги в радиоэлектронике
  8. Колдунов. Радиолюбительская азбука
  9. Бессонов В.В. Электроника для начинающих и не только
  10. В. Новопольский - Работа с осциллографом

Это мой список книг для самых "маленьких". Обязательно следует пролистывать и журналы Радио с 70х по 90е гг. После этого можно уже читать:

  1. Гендин. Советы по конструированию
  2. Кауфман, Сидман. Практическое руководство по расчетам схем в электронике
  3. Волович Г. Схемотехника аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств
  4. Титце, Шенк. Полупроводниковая схемотехника. 12-е изд.
  5. Шустов М. А. Практическая схемотехника.
  6. Гаврилов С.А.-Полупроводниковые схемы. Секреты разработчика
  7. Барнс. Эллектронное конструирование
  8. Миловзоров. Элементы информационных систем
  9. Ревич. Практическое программирвоание МК AVR
  10. Белов. Самоучитель по Микропроцессорной технике
  11. Суэмацу. Микрокомпьютерные системы управления. Первое знакомство
  12. Ю.Сато. Обработка сигналов
  13. Д.Харрис, С.Харрис. Цифровая схемотехника и архитектура компьютера
  14. Янсен. Курс цифровой электроники

Думаю, эти книги ответят на множество вопросов. Более специальные знания можно почерпнуть из более специальных книг: по аудиоусилителям, по микроконтроллерам и т.д.

И конечно же нужно практиковаться. Без паяльника вся теория в прорубь. Это как водить машину в голове.
Кстати, более подробные обзоры некоторых книг из списка выше можешь .

Что еще следует делать?

Учиться читать схемы устройств! Учиться анализировать схему и стараться понять как работает устройство. Этот навык приходит только с тренировкой. Начинать надо с самых простых схем, постепенно наращивая сложность. Благодаря этому ты не только изучишь обозначения радиоэлементов на схемах, но и научишься их анализировать, а также запомнишь ходовые приемы и решения.

Дорого ли заниматься электроникой

К сожалению, деньги потребуются! Радиолюбительство не самое дешевое хобби и потребуется некоторый минимум фин. вложений. Но начать можно практически без вложений: книги можно доставать буккросингах или брать в библиотеках, читать в электронном виде, приборы можно купить для начала самые простые, а более продвинутые купить тогда, когда будет не хватать возможностей простых приборов.

Сейчас купить можно всё: осциллограф, генератор, источник питания и другие измерительные приборы для домашней лаборатории — всё это следует со временем приобрести (или сделать самому то, что в домашних условиях сделать можно)

Но когда ты маленький и начинающий можно обойтись пальником и деталями из сломанный техники, которую кто-нибудь выкидывает или просто валялась дома давно без дела. Главное иметь желание! А остальное приложится.

Что делать, если не получается?

Продолжать! Редко что-то получается хорошо с первого раза. А бывает так, что результатов нет и нет -- будто упёрся в невидимый барьер. Кто-то этот барьер преодолевает за полгода-год, а другие только через несколько лет.

Если сталкиваешься со сложностями, то не надо рвать волосы и думать о себе, что ты самый тупой на свете, так как Вася понимает, что такое обратный ток коллектора, а вот ты все никак не можешь понять почему он играет роль. Может быть Вася просто надувает щёки, а сам ни бум-бум =)

Качествои и скорость самообучения зависят не только от личных способностей, но и от окружения. Вот тут надо радоваться существованию форумов. На них все таки встречаются (и часто) вежливые профессионалы, готовые с радостью учить новичков. (Есть еще всякие грымзы, но считаю таких людей потерянной веткой эволюции. Мне их жаль. загибать пальцы — это понты самого низкого уровня. Лучше просто молчать)

Полезные программы

Обязательно следует ознакомиться с САПРами: рисовалками принципиальных схем и печатных плат, симуляторами, — полезные и удобные программы (Eagele, SprintLayout и т.д.). Я выделил на сайте целый раздел под них. Время от времени там будут появляться материалы по работе с программами, которые использую сам.

И самое главное — испытывайте радость творчества от радиолюбительства! На мой взгляд к любому делу следует относится как к игре. Тогда оно будет и занимательным и познавательным.

О практике

Обычно каждый радиолюбитель всегда знает какое устройство хочет сделать. Но если ты еще не определился, то я посоветую собрать источник питания, разобраться для чего нужна и как работает каждая его часть. Затем можно обратить внимание на усилители. И собрать, например, аудиоусилитель.

Можно поэксперементировать с самыми простыми электрическими цепями: делителем напряжения, диодным выпрямителем, фильтрами ВЧ/СЧ/НЧ, транзистором и однотранзисторными каскадами, простейшими цифровыми схемами, конденсаторами, индуктивностями. Всё это пригодится в дальнейшем, а знание таких основных цепей и компонентов придаст уверенность в своих силах.

Когда шаг за шагом идешь от простейшего к более сложному, тогда знания порционно накладываются друг на друга и легче освоить более сложные темы. Но иногда не ясно из каких кирпичиков и как следует сложить здание. Поэтому иногда следует действовать наоборот: поставить цель собрать какое-нибудь устройство и освоить множество вопросов при его сборке.

Да прибует с тобой Ом, Ампер и Вольт:

Электрические схемы представляют собой графическое представление составных частей, взаимных соединений, связей электрических устройств, установок. Схемы помогают увидеть и понять, как работает электрическая установка или устройство. В случае ремонта, наличие схемы в разы облегчает поиск и устранение неисправности. Монтажные схемы не дают представления о работе устройства, они предназначены для его сборки. Умение читать различные электрические схемы важно как для новичков, так и для специалистов со стажем оно необходимо при сборке, монтаже и обслуживании, поиске неисправностей.

Виды и типы электрических схем, кодировка

В соответствии с ГОСТ 2.701-2008 «Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Схемы. Виды и типы. Общие требования к выполнению» электрическим схемам присваивается кодовое обозначение вида буквой «Э».

В таблице приведены типы схем, регламентированные ГОСТом.

Тип схемы Определение Код типа схемы
Структурная Документ, определяющий основные функциональные части изделия, их назначение и взаимосвязи 1
Функциональная Документ, разъясняющий процессы, протекающие в отдельных функциональных цепях изделия (установки) или изделия (установки) в целом 2
Принципиальная (полная) Документ, определяющий полный состав элементов и взаимосвязи между ними и, как правило, дающий полное (детальное) представления о принципах работы изделия (установки) 3
Схема соединений (монтажная) Документ, показывающий соединения составных частей изделия (установки) и определяющий провода, жгуты, кабели или трубопроводы, которыми осуществляются эти соединения, а также места их присоединений и ввода (разъемы, платы, зажимы и т.п.) 4
Подключения Документ, показывающий внешние подключения изделия 5
Общая Документ, определяющий составные части комплекса и соединения их между собой на месте эксплуатации 6
Расположения Документ, определяющий относительное расположение составных частей изделия (установки), а при необходимости, также жгутов (проводов, кабелей), трубопроводов, световодов и т.п. 7
Объединенная Документ, содержащий элементы различных типов схем одного вида 0

Код чертежа состоит из буквы, в нашем случае это буква «Э» и цифровой части, определяющей тип, согласно таблице 1. К примеру, Э1 – схема электрическая структурная, Э5 – схема, показывающая внешние подключения изделия.

Стандарты схем по ГОСТу

Начинать нужно с изучения условных графических обозначений (УГО). Обозначения на чертежах имеют стандартный вид и регламентируются ГОСТами, например, ГОСТ 21.210-2014, ГОСТ 2.755-87, ГОСТ 2.721, ГОСТ 2.756-76 и рядом других. Стандарты изображений распространяются на все элементы, включая связи между ними, способы монтажа, прокладки и т.д.

В ряде случаев ГОСТ разрешает отклонения от стандартов. Например, при составлении структурных комбинированных схем, нередко применяют нестандартные, или приближённые к реальному изображения объектов, фотографии, сопровождая их описаниями с краткими пояснениями, как на схеме телефонного аппарата.

Но в целом, стандарты стараются соблюдать, чтобы не вносить разночтения и путаницу в документацию, особенно когда речь идёт о серьёзных проектах для промышленных предприятий.

Большие изображения разделяют на части, указывая ссылки на другие листы или обозначая связи. Начальное положение контактов реле, кнопок, катушек показано при отсутствии напряжения, это стандарт.

Рассмотрим сказанное выше на примере принципиальной релейной схемы управления конвейером.

Здесь имеются две функциональные части: силовая, состоящая из цепей питания двигателя и релейная, которая предназначена для управления силовой частью.

Силовая часть состоит из:

  • Линии трёхфазного питания 380В 50Гц, с указанием ссылки на комплект чертежей «ЭМ», откуда это питание подаётся.
  • Автоматического выключателя 2-QF.
  • Контактора 2-КМ.
  • Теплового реле 2-КК.
  • Электродвигателя 2W.

Фазы обозначены латинскими буквами A, B, C. Поскольку используется трёхфазное питание, контакты автоматического выключателя и контактора соединены механически для одновременного включения/отключения всех трёх фаз.

Релейная часть содержит в себе:

  • Автоматический выключатель питания 2-SF.
  • Кнопки SB.
  • Переключатель 2-SA.
  • Реле времени 2-КТ.
  • Реле 2-K1…2-K6.
  • Источник питания 24В 2-GB.
  • Сигнальные лампы 2-HL1… 2-HL4.

Соединительные линии обозначают электрические соединения между элементами. Пересекающиеся линии не соединены между собой. Как вариант отсутствие соединения обозначают символом дуги. На наличие соединения указывает точка в месте пересечения или примыкания.

Контакты реле, выключателей и других коммутационных устройств имеют два состояния:

  • Нормально открытое, когда без включения реле контакт разомкнут.
  • Нормально закрытое, когда без включения реле контакт замкнут.

Соответственно, когда на катушку реле или контактора будет подано напряжение, реле притянется и состояние контактов изменится на противоположное. Тоже самое произойдёт с кнопкой и автоматическим выключателем, при его включении, изменяется состояние контакта.

Чтение схем

Зависит от их построения и целей использования. Протекание тока в электрических цепях начинается и заканчивается в источнике питания. Если это источник постоянного тока, то от плюса к минусу, если переменного, то от фазного провода к нулевому или между фазами. Начинать читать можно как от источника питания так и от нагрузки. Силовая схема от источника читается так:

  1. При включении автомата 2-QF, сетевое напряжение подключается к разомкнутым контактам контактора 2-КМ.
  2. При отсутствии перегрева, контакт теплового реле 2-KK замкнут.
  3. После отрабатывания релейной части, включается катушка контактора 2-КМ.
  4. Контактор 2-КМ притягивается и своими контактами через тепловое реле подаёт питание на электродвигатель 2-W.

В обратном порядке схемы часто читают при поиске неисправностей. Например, у нас не включается двигатель.

  1. Проверяем наличие напряжения на двигателе 2-W. Напряжения нет.
  2. Проверяем тепловое реле 2-КК. Тепловое реле в норме, его контакты замкнуты.
  3. Проверяем, включен ли контактор 2-КМ. Контактор отключен.

С того места можно начинать поиск причин отключения контактора. Это может быть либо отключение автомата 2-QF, либо отключение катушки 2-КМ, которая включается релейной схемой. Таким образом, чтение электрических чертежей напоминает чтение книг, по пути протекания тока от элемента к элементу.

Релейная часть выглядит несколько сложнее, но если рассматривать её по частям и так же, двигаясь последовательно, шаг за шагом, то нетрудно понять логику её работы. Сложные схемы всегда состоят из нескольких отдельных функциональных узлов. Разобравшись с отдельными фрагментами и связями между ними, складывается полная картина работы всей схемы.

К примеру, в данной схеме есть узел опробования световой сигнализации. Он состоит из кнопки 2-SB4 и диодов, подключенных к сигнальным лампам HL. Кнопка подключена к «+» источника питания 24В 2-GB нормально разомкнутым контактом. Все лампы постоянно подключены к «-» источника питания. При нажатии кнопки, цепь замыкается через контакт 2-SB4, диоды, лампы. В результате чего все 4 лампы загораются. Таким образом визуально определяется их исправность. При отпускании кнопки цепь разрывается, лампы гаснут.

Аналогичным образом работает узел опробования звуковой сигнализации 2-HA1, 2-НА2 кнопкой 2-SB5. Несмотря на то, что эти узлы находятся на одном чертеже и связаны с другими частями, они являются отдельно функционирующими законченными цепями.

Основная схема управления собирает цепочки реле схода ленты, аварийного останова, готовности и после выдержки времени, определяемом реле времени 2-КТ, реле 2-К7 своим контактом включает силовой контактор 2-КМ, который запускает двигатель 2-W.

Знание графических обозначений, как алфавит для чтения книг, является основным условием чтения схем. Но одного только алфавита для чтения недостаточно, нужно уметь связывать буквы в слова, а слова в смысл. Понимание работы принципиальной схемы невозможно без понимания принципа работы устройств, из которых она собрана. Так, если человек не представляет, как работает электромагнитное реле или таймер, он не сможет понять, что произойдёт при подаче напряжения в ту или иную часть схемы. Таким образом, схемотехника неразрывно связана с изучением материальной части электрического оборудования.

Монтажные схемы

Выше была рассмотрена принципиальная схема. В частном случае, таком как монтаж, необязательно представлять, как она работает. С этой целью выпускаются специальные монтажные чертежи, на которых указано, какой провод какие выводы соединяет.

Провода с клеммами должны быть пронумерованы. При монтаже достаточно лишь внимательно следить, что с чем соединяется, чтобы правильно собрать устройство, установку.

Квалифицированный специалист должен уметь разбираться во всех типах чертежей. Несмотря на стандартизацию, существует огромное количество отличий и разнообразия правил построения электросхем, выпускаемых различными производителями, проектно-конструкторскими отделами. Очень важно знать принципы действия электрооборудования, устройств, из которых состоит схема. Умение читать и понимать схемы – процесс многогранный, требует терпения, времени.