Блочная структура. Московский государственный университет печати. Отличия блочной вёрстки от табличной

Пояснительная записка.

Актуальность программы.

Новизна программы.



Цель

Задачи:

-

Программа рассчитана



Сроки реализации программы:

Режим занятий

1 год обучения – стартовый;

Формы занятий:

Методы обучения:

Педагогические технологии:

Ожидаемые результаты.

Обучающийся:

· будет знать, как использовать различные технические приемы при рабо­те с бумагой;

· получит практические навыки работы с инструментами;

· будет обучен работе с разными материалами и инструментами при изготовлении, как простейших технических изделий, так и конструировании объемных макетов транспортных средств, мебели или зданий.

· будет уметь ориентироваться в технике чтения элементарных схем и чертежей;

· будет стремиться развивать образное и пространствен­ное мышление.

· будет развивать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа

· будут развиты конструкторские способности, техническое мышление, творческий подход к работе;

· будет выработано терпение и упор­ство, необходимые при работе с бумагой.


Учебный план 1-го года обучения

Название разделов и тем Количество часов Формы контроля
всего теория практика
1. Вводное занятие. Инструктаж по ПБ и по ТБ - Беседа
2. Практическое задание.
2.1. Инструменты, краткая история инструментов. Техника безопасного труда и пожарной безопасности. Практическое задание.
2.2. Материалы: бумага, картон. Виды и свойства. Технология обработки бумаги и картона. Практическое задание.
2.3. Аппликация. Практическое задание.
2.4. Конструирование из готовых форм. Практическое задание.
2.5. Новогодние поделки. Мини-выставка.
2.6. Игротека. Практическое задание.
3. Основы цветоведения и композиции. Практическое задание.
4. Оригами. Мини-выставка.
5. Объемное конструирование. Мини-выставка.
6. Итоговое занятие. Творческие работы. -
Итого

1. Вводное занятие. Теория. Режим работы объединения, правила поведения обучающихся. Ознакомление с планом работы объединения. Основные требования к организации рабочего места.

Практика. Показ поделок прошлых лет. Анкетирование. Загадки.

2. Творческое моделирование из бумаги и картона.

Теория. Инструменты при работе с бумагой и картоном. Знакомство с трафаретом и шаблоном. Общие правила безопасной работы режущими и колющими инструментами. Материалы: бумага, картон. Виды и свойства бумаги и картона. Технология обработки бумаги и картона.

Практика. Отработка умений и навыков резания по прямой линии, по кругу. Аппликация.

Теория. Виды аппликации: предметная, сюжетная, декоративная, орнамент. Понятие «плоская аппликация». Способы и правила склеивания. Последовательность наклеивания деталей.

Практика. Выполнение предметной аппликации, сюжетной, орнаментной. Конструирование из готовых форм. Технология объемных поделок с использованием различных коробок.

Теория. Технология оклеивания коробок.

Практика. Изготовление сувениров. Новогодние поделки. Теория. Знакомство с традициями празднования Нового года. Практика. Изготовление новогодних поделок, сувениров, открыток. Игротека. Теория. Совершенствование технологических приемов работы с бумагой и картоном. Работа по шаблонам.

Практика. Изготовление силуэтов животных.

3. Основы цветоведения и композиции. Теория. Цветовой спектр. Основные и дополнительные цвета. Холодные и теплые цвета. Понятие «композиция», «фон», «основа».Практика. Выполнение практических работ на плоскости.

4. Оригами. Теория. История оригами. Базовые формы и условные обозначения. Практика. Изготовление поделок в технике оригами: животные, цветы, открытки.

5. Объемное конструирование. Теория. Понятие «плоское» и «объемное». Конструирование из полоски бумаги. Практика. Приемы создания куба, цилиндра, конуса. Художественное оформление поделок.

6. Итоговое занятие. Повторение и закрепление полученных знаний. Творческая работа.

К концу 1-го года обучения обучающиеся должны знать:

Правила безопасной работы и личной гигиены при работе инструментами;

Название и назначение инструментов (ножницы, шило);

Название и назначение материалов (бумага, картон), их свойства,

Основные понятия геометрических фигур, тел;

Что такое аппликация;

Понятие « плоское» и « объемное»;

Что такое композиция, фон;

Базовые формы: воздушный змей и др.

К концу первого года обучения обучающиеся должны уметь:

Анализировать изделия (определять его назначение, материал, способы соединения);

Планировать свою работу;

Экономно размечать материалы с помощью шаблонов, пользоваться линейкой, трафаретом;

Применять на практике свойства бумаги и картона;

Сгибать различные игрушки из квадрата-основы;

Резать бумагу и картон ножницами по линии разметки;

Соединять детали из бумаги и картона с помощью клея, скрепок, ниток;

Делать аппликацию
Учебный план 2-го года обучения

Название разделов и тем Количество часов Форма контроля
всего теория практика
1. Вводное занятие. Инструктаж по ПБ и ТБ - Беседа.
2. Материалы и инструменты, организация рабочего места. Беседа.
3. Аппликация. Практическое задание.
4. Графическая грамота. Беседа.
4.1. Понятие об элементах графической грамоты: технический рисунок, эскиз, чертеж. Практическое задание.
4.2. Чертежные инструменты.
4.3. Виды, способы и приемы разметки.
4.4. Линии чертежа
5. Технологические занятия
5.1. Приемы изготовления поделок в технике оригами Мини-выставка.
5.2. Мастерская Деда Мороза
5.3. Игротека из бумаги и картона Практическое задание.
6. Практическое задание.
6.1 Квиллинг.
6.2 Изделия из готовых форм.
6.3 Изделия из гофрированного картона.
6.4 Технические модели.
7. Итоговое занятие. Изготовление подарочной работы. - Самостоятельная работа.
Итого

1. Вводное занятие. Теория. Ознакомление с планом работы объединения. Инструктажи.

2. Материалы и инструменты. Теория. История бумаги. Производство бумаги и картона. Свойства картона и бумаги. Инструменты при работе с бумагой и картоном. Практика. Опыты по определению направления волокон: продольные, поперечные.

3. Аппликация. Теория. Классификация аппликации: по виду- (предметная,сюжетная,орнамент); по изображению- (плоскостная, объемная);по способам выполнения-(мозаика, обрывная); По цветовому решению- (монохромные, полихромные).Понятие о симметрии, симметричных фигурах. Виды симметричного вырезания. Практика. Выполнение аппликационных работ. Изготовление открыток, сувениров.

4. Графическая грамота. Теория. Понятие технического рисунка, эскиза, чертежа. Знакомство с чертежными инструментами: линейкой, угольником, циркулем. Их назначение и применение. Виды разметки: на глаз, сгибанием, на просвет, по шаблону и трафарету, по клетчатой бумаге, с использованием чертежных инструментов. Линии чертежа: линии видимого контура, линии сгиба, осевая, сплошная тонкая. Их назначения Практика. Изготовление поделок с использованием чертежных инструментов. Изготовление поделок с использованием различных способов и приемов разметки. Чтение чертежей разверток объемных деталей.

5. Технологические занятия. Оригами. Теория. Условные обозначения, терминология, базовые формы. Приемы складывания. Практика Изготовление поделок в технике оригами. Мастерская Деда Мороза. Теория. Новогодние традиции разных народов. Рождество. История открыткиПрактика. Вырезание снежинок. Изготовление новогодних игрушек, открыток, гирлянд. Звезд. Игротека из бумаги и картона. Теория. Знакомство с динамическими игрушками: дергунчики, стукалки, игрушки- маятники, игрушки – сюрпризы. Виды соединения деталей из бумаги и картона: - с помощью ниток, скрепок; подвижное – с помощью проволоки, ниток, болта с гайкой.Практика. Изготовление дергунчиков, динамических игрушек.

6. Конструирование из бумаги и картона. Бумагопластика. Теория. Азбука бумагопластики. Практика. Изготовление полуобъмных и объемных поделок. Изделия из готовых форм. Теория. Способы оклеивания коробок разных форм. Практика. Создание макетов из разных коробок. Изделия из гофрированного картона Теория. Основные технологические приемы. Практика. Выполнение объемных работ. Начальные представления о геометрических телах: параллелепипед, цилиндр, конус, пирамида. Теория . Понятия о геометрических телах. Понятие о развертках геометрических тел. Практика. Конструирование на их основе поделок и технических объектов.

7. Изготовление подарочной работы. Итоговое занятие.

К концу 2 года обучения учащиеся должны знать:

Название и назначение инструментов для работы с бумагой и картоном;

Линии чертежа;

Правила разметки по шаблонам, линейке, угольнику, при помощи циркуля;

Виды аппликации;

Цветовой круг, цветовые сочетания;

Понятие о симметрии, симметричных фигурах;

Базовые формы в оригами.

К концу 2-го года обучения учащиеся должны уметь:

Соблюдать правила безопасной работы и личной гигиены;

Анализировать изделие: назначение, материал, способы соединения, технология изготовления;

Правильно организовать свое рабочее место;

Поддерживать порядок во время работы;

Делать разметку разными способами;

Выполнять технологические операции с бумагой и картоном;

Соединять детали из бумаги и картона при помощи клея, проволоки, ниток, и щелевого замка;

Выполнять различные виды аппликации;


Учебный план 3-го года обучения .

Название разделов и тем Количество часов Форма контроля
Всего Теория Практика
1. Вводное занятие - Беседа.
2. Материалы и инструменты Беседа.
3. Оригами Практическое задание.
3.1. Панно Мини-выставка.
3.2. Гофрирование
3.3. Модульное оригами
4. Графическая грамота Беседа.
5. Виды транспортной техники. Практическое задание.
5.1. Воздушный транспорт.
5.2. Водный транспорт.
5.3. Сухопутный транспорт.
5.4. Космический транспорт.
5.5. Специальный транспорт
6. Технология работы с разными материалами. Практическое задание.
6.1. Мастерская Деда Мороза. Мини-выставка.
6.1.1 Изготовление сувенира
6.1.2. Изготовление елочных украшений.
6.1.3 Объемные открытки.
6.1.4. Новогодние фигурки.
6.2. Квиллинг
6.2.1. Открытки
6.2.2. Панно
6.2.3. Фоторамка
6.2.4 Сувенир
6.3. Моделирование и конструирование из нетрадиционных материалов. Практическое задание.
6.3.1. Шкатулки
6.3.2. Вазы
6.3.3. Сувениры
6.3.4. Панно
6.3.5. Органайзер
6.3.6. Коробка для бумаг
6.3.7. Комодик
7. Проектная деятельность
7.1. Выбор темы проекта
7.2 Изготовление изделия
7.3. Подготовка документации.
8. Изготовление Подарочной работы. Самостоятельная работа.
9. Заключительное занятие. Итоговая работа
Итого

1.Вводное занятие. Знакомство с планом работы на год. Инструктажи.

2. Материалы и инструменты. Повторение пройденного материала.

3. Оригами. Теория. Азбука оригами: условные обозначения. Виды гофрирования. Модульное оригами: приемы складывания. Практика. Изготовление панно. Изготовление вееров, бабочек, цветов. Изготовление поделок методом модульного оригами.

4.Графическая грамота. Теория. Закрепление и углубление знаний о чертежных инструментах. Практика. Построение окружности при помощи циркуля. Деление ее на части. Изготовление часов.

5.Виды транспортной техники. Теория. Виды самолетов. Их устройство.Значение водного и морского транспорта. Виды сухопутного транспорта. Назначение. Космический транспорт. Элементарное представление о космосе. Виды специального транспорта.Практика. Изготовление самолета. Изготовление моделей судов. Изготовление автомобиля. Изготовление ракеты. Изготовление трактора.

6.Технология работы с разными материалами. Мастерская Деда Мороза. Теория. Восточный гороскоп и символ года Практика .Изготовление сувениров, елочных украшений, объемных открыток, новогодних фигурок. Квиллинг (бумагокручение)Теория. Материалы и инструменты для работы в технике квиллинг Практика. Изготовление поделок: открытки, панно, фоторамки, сувениры. Моделирование и конструирование из нетрадиционных материалов.Теория. Бросовый материал и технология его обработки. Практика. Изготовление из него различных поделок: шкатулки, вазы, сувениры,органайзеры и др.

7.Проектная деятельность. Теория. Выбор проекта и его обоснование. Выбор материалов и инструментов. Выбор оптимальной технологии изготовления проекта.Практика. Изготовление изделия. Оформление проектной документации.

8.Итоговое занятие. Подведение итогов.

К концу 3-го года обучения обучающиеся должны знать:

Названия и назначение инструментов для работы с бумагой и картоном;

Правила безопасной работы и личной гигиены;

Название материалов (бумага, картон, ватман), их свойства;

Линии чертежа;

Виды транспортных машин, название и их назначение;

Основные профессии людей, связанные с обслуживанием транспорта;

Правили разметки по шаблонам, линейке, угольнику, при помощи циркуля;

Элементы геометрических тел;

Масштаб, увеличение и уменьшение.

К концу 3-го года обучения учащиеся должны уметь:

Соблюдать правила безопасной работы и личной гигиены;

Анализировать изделия: назначение, материал, способы соединения, технология изготовления,

Правильно организовать свое рабочее место;

Поддерживать порядок во время работы;


Приложение 1.

Дидактические материалы.

Критерии оценки.

Показатели (оцениваемые результаты) Критерии Степень выраженности оцениваемого качества Кол-во баллов Методы диагностики
1. Теоретическая подготовка обучающихся
1.1Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы) Соответствие теоретических знаний программным требованиям -низкий уровень (обучающийся овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой); тестирование
1.2 Владение терминами Правильность использования терминов -низкий уровень (обучающийся, как правило, избегает использовать термины); собеседование
-средний уровень (обучающийся сочетает специальные термины с бытовыми);
-высокий уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием)
2. Практическая подготовка обучающихся
2.1 Умения и навыки (практика), предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы) Соответствие практических умений и навыков требованиям программы -низкий уровень (обучающийся овладел менее чем ½ предусмотренных программой умений и навыков); Практическая работа
-средний уровень (объем усвоенных знаний составляет 1/2)
-высокий уровень (обучающийся освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период)
2.2 Владение инструментом Отсутствие затруднений в использовании инструмента -низкий уровень (обучающийся испытывает серьезное затруднение при работе с инструментом); Практическая работа
-средний уровень (работает с инструментом с помощью педагога);
-высокий уровень (работает инструментом самостоятельно)
2.3 Творческие навыки Креативность в выполнении практических заданий начальный(элементарный) уровень развития креативности (обучающийся в состоянии выполнить лишь простейшие практические задания педагога); Практическая работа
-репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);
-творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества)

Первый год обучения.

Входной контроль :

Практическое задание № 1 – обучающиеся разрезают лист бумаги по заданным различным линиям.

Практическое задание № 2 – обучающиеся вырезают квадрат с расчерченными геометрическими фигурами, отмеченные галочками фигуры штрихуют. Затем вырезают и складывают фигурки по заданным картинкам.

Промежуточный контроль:

Тест № 1 – обучающиеся должны правильно провести стрелки от названия тела к его изображению.

Практическое задание № 3 – обучающиеся чертят квадрат, делают кораблик. Оформляют.

Второй год обучения.

Тест № 2 – обучающиеся должны разбить изображение автомобиля на простые геометрические фигуры и выбрать чертеж, соответствующий своему разбиению силуэта автомобиля.

Практическое задание № 4 – обучающиеся, выполняют летающую кордовую модель по технологической карте. Два задания – начертить модель по графическому изображению деталей, сборка и центровка.

Третий год обучения.

Итоговый контроль :

Тест № 3 – из предложенных вариантов ответа обучающиеся выбирают один верный.

Практическое задание № 5 – по технологической карте обучающиеся выполняют аппликационный материал для закладки. Геометрические фигуры выкладываются в определенном порядке. Допускается творческий подход.

Пояснительная записка.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее программа) «Мозаика» (начальное техническое моделирование). Направленность программы: техническая. Срок реализации 3 года. Возраст обучающихся 6 - 11 лет.

Дополнительное образование способствует формированию и самоопределению личности ребенка. Разнообразные формы образовательной деятельности сочетаются с различными видами деятельности ребенка.

Актуальность программы. Актуальность образовательной программы выражается в том, что среди современных детей все больше наблюдается неусидчивых, нетерпеливых, детей, а ручная деятельность завлекает, успокаивает, развивает терпение, усидчивость, мелкую моторику рук. Когда ребенок вырезает, склеивает макет, складывает бумагу и т. д., он задействует обе руки, а это способствует активизации обоих полушарий головного мозга. Таким образом, происходит развитие левого полушария, с которым связана способность говорить, считать, логически мыслить и т.д., одновременно развивается и правое полушарие, которое отвечает за развитие музыкальных и художественных способностей, пространственное восприятие объектов и т.д.

Новизна программы. Данная программа позволяет каждому ребенку выступить в качестве творца-конструктора. Они имеют возможность использовать все свои знания, внутренние замыслы, идеи в своих работах, имеют возможность участвовать в школьных, городских и республиканских выставках, где можно показать свое творческие работы родителям, друзьям.

Данная программа уделяет больше времени активным формам обучения, чем отличается от программ данной направленности. Программа предусматривает включение в состав занятий игровых технологий, пальчиковых упражнений, конкурсов, соревнований, учитывая возрастные особенности обучающихся, помогает определиться ребенку к подростковому возрасту в своих творческих интересах.

Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое решение в условиях объединения начального технического моделирования. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет обучающемуся реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими людьми.

Педагогическая целесообразность. Для успешного выполнения заданий творческого моделирования ребенок должен уметь сосредоточится, понять смысл и цель работы, представить результат своей деятельности. Выполнение моделей требует аккуратности, усидчивости, развитой моторики рук. Чтобы ребенок завершил конструирование и изготовление модели, ему необходимы волевые качества, развитие которых влияет на активность жизненной позиции, устойчивость мотиваций, умение преодолевать внутренние внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Занятия формируют усидчивость, аккуратность, эстетическую устремленность не просто сделать, а сделать грамотно, красиво, оригинально. У детей развивается чувство объемной, пропорциональной, цветовой гармонии, развивается вкус.

Цель – формирование и развитие творческих способностей обучающихся через начальное техническое моделирование.

Задачи:

- познакомить обучающихся с различными видами трудовой деятельности, многообразием материалов и приемами работы с ними;

Научить обучающихся самостоятельно работать с различными материалами и инструментами с соблюдением техники безопасного труда;

Сформировать у обучающихся представление о технике, транспорте и т.д.;

Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной деятельности;

Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого обучающегося: фантазию, наблюдательность, образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание.

Программа составлена на основе программы Фетцер В.В. «Техническое моделирование и конструирование с младшими школьниками» - Ижевск 1994

Отличительные особенности программы: обучение носит теоретический, познавательный и практический характер наряду с индивидуальным подходом к способностям и возрастным особенностям обучающихся.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 6 -11 лет.

Дети младшего школьного возраста располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование одна из главных задач педагога. В этом возрасте закрепляются и развиваются основные характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь), которые начали формироваться в дошкольный период. Основные виды деятельности, которыми занят ребенок: учение, общение, игра и труд.

Сроки реализации программы:

Программа реализуется в течение всего календарного года, включая каникулярное время. Во время летних каникул реализуется дополнительно разработанная программа на каникулярный период, допускается работа с переменным составом обучающихся объединения.

Программа рассчитана на 3 года обучения

Режим занятий

1 год обучения: 1 раза в неделю по 2 часа(72 часа);

2 год обучения: 2 раза в неделю по 2 часа(144 часа);

3 год обучения: 2 раза в неделю по 2 часа(144 ч).

Уровни освоения программы (уровни сложности):

1 год обучения – стартовый;

2 и 3 года обучения – базовый уровень.

Возможно обучение, по индивидуальному учебному плану графику в пределах осваиваемой программы.

Формы и методы обучения, педагогические технологии:

Формы занятий: занятия, практические занятия, открытые занятия, беседы, конкурсы, мастер-классы, выставки, мастерские и т.д.

Методы обучения: словесные - беседа, наглядные - показ способов действия, практическая, творческая работа, практическая деятельность.

Педагогические технологии: педагогика сотрудничества, проектные технологии, личностно-ориентированные технологии.

Структура программы: блочная.

Года обучения являются самостоятельными модулями и обучающиеся могут закончить или начать обучение с любой модуля. Структура и содержание программы допускают включение вновь прибывших, обучающихся на любом году обучения с учетом уровня подготовленности и возраста обучающихся (по результатам входного контроля).

Количество занятий и темы занятий в каждом тематическом модуле можно регулировать, заменять равноценными или более полно раскрывающими содержание модуля, учитывая уровень группы и индивидуальные особенности обучающихся.

Основные разделы программы: творческое моделирование из бумаги и картона, оригами, объемное конструирование, графическая грамота, квиллинг. Конструирование из разных материалов.

Модульная структура программы

Чтобы упростить приложение, повысить его надежность и эффективность применяется модульный подход. Разбиение на модули позволяет разбить задачу на более мелкие функциональные блоки, облегчая этим разработку. Применяя такой подход к разработке системы, можно легко расширять функциональные возможности отдельных модулей, не затрагивая при этом исходный код прочих. Для уменьшения сложности программного обеспечения, необходимо сделать модули небольшими и более независимые. Чтобы сделать модули более независимыми можно применить два метода:

Усиление внутренних связей модулей;

Ослабление взаимосвязи между модулями.

Данная структура используется для обеспечения функциональной независимости модулей программы, т.е. максимального разделения функции модулей. Благодаря этому повышается внутренняя связность модулей и ослабляется их внешнее сцепление.

Модули программы обладают сильной внутренней связностью, так как содержат методы, обрабатывающие определенный набор данных, и имеют своё функциональное назначение.

Модульная структура библиотеки представлена в приложении Д на рисунке Д.1, визуализатора на рисунке Д.2.

Тестирование

Из всех этапов отладки программного обеспечения тестирование является самым трудоемким и дорогим. При создании типичного программного обеспечения на тестирование приходится около 40% общего времени и более 40% общей стоимости программного обеспечения.

Тестирование нужно, чтобы повысить надежность программного обеспечения, иначе в нем нет необходимости. Повысит надежность можно, устранив ошибки. Поэтому тестирование для доказательства корректности программы лишено смысла. Тестированием можно выявить ошибки, исправить их и, таким образом, повысить надежность программного обеспечения.

В ходе реализации проекта каждый класс подвергался тщательному тестированию, при выполнении которого осуществлялись формальный анализ текста программы, позволяющий выявлять большое количество ошибок на ранних стадиях программирования, и проверка корректности работы программы с использованием определенных тестовых наборов данных. При этом контролировалась каждая комбинация исходных данных, а также соответствие результатов для каждого исходного набора данных требуемому результату.

Документирование

Техническое задание

Для многих проектов требуется использовать ландшафты. Данный программный комплекс позволяет генерировать трехмерный ландшафт и показывает его на экране монитора.

6.1.1 Назначение разработки

Программный комплекс предназначен для генерации и отображения ландшафтов.

6.1.2 Требования к программе или программному изделию

Для пользователя приложение должно предоставлять следующие возможности:

1) возможность введения входных данных, таких как минимальная и максимальная высота, размеры карты, крутизны гор;

2) генерация ландшафтов;

3) сохранение ландшафта для использования его в сторонних программах;

4) демонстрация получившегося результата, путем вывода картинки на экран.

6.1.3 Требования к надежности

В программном комплексе должна присутствовать проверка входной информации на соответствие типов, принадлежность диапазону допустимых значений и соответствие структурной корректности, кроме того визуализатор перед запуском должен проверить оборудования на соответствие к требуемым техническим и программным средствам. В случае возникновения ошибок предусмотреть возможность вывода информативных диагностических сообщений.

6.1.4 Требования к составу и параметрам технических средств

Для минимального функционирования программы требуется: персональный компьютер, 2 ГБ оперативной памяти, 50 Мб свободного места на жестком диске; клавиатура, мышь.

Для оптимальной работы приложения необходимо оперативной памяти не менее 3ГБ оперативной памяти.

6.1.5 Требования к информационной и программной совместимости

Программа должна функционировать под управлением ОС семейства Windows 7 и выше; DirectX 11; Visual c++2015; .Net Framework 4.5 и выше.

6.1.6 Требования к программной документации

Документация к программе должна содержать руководство пользователя, документации по работе с библиотекой.

Руководство пользователя

Запуск программы производится запуском файла shell.exe, после запуска вы увидите окно, представленное на рисунке 6.1.

Вызвать меню «файл», можно с помощью кнопки «очистить» сбросить данные до стандартных значений. С помощью кнопки «Сохранить как bmp» сохранить карту высот в формате bmp. С помощью кнопки «Сохранить как obj» можно сохранить ландшафт в формате obj. Нажав на кнопку «Просмотр» запуститься визуализатор, в котором можно будет увидеть в трехмерном виде, представлен на рисунке 6.2.

Рисунок 6.1 - Окно программы


Рисунок 6.2 - Окно программы

Вызвать меню «настройки», можно с помощью кнопки «настройки программы» настроить программу для визуализации. С помощью кнопки «настройки визуализации» можно настроить визуализатор.

Движение в визуализаторе осуществляется кнопками на клавиатуре w, a, s, d, которые соответствуют направлениям вперед, влево, вправо, назад.

Управление камерой осуществляется мышкой.

Документация по работе с библиотекой

Для работой с библиотекой необходимо подключить файл LandscapeGenerator.dll к вашему проекту. В проекте необходимо объявить экземпляр класса LandscapeGenerator. Класс содержит следующие методы для изменения параметров ландшафта, такие как ширина, длина, минимальная и максимальная высота, гористость, генерации ландшафта, возврат ландшафта как bitmap, сохранение ландшафта в формате obj и bmp.

Как правило, процедуры и функции располагаются в разделах процедур и функций, то есть являются вложенными внутрь программ или других подпрограмм. При таком вложении описание подпрограммы есть составляющая блока, и сама подпрограмма включает в себя блок, то можно ввести понятия внешний и внутренний блок.

Внешний блок – это блок, в который вложена подпрограмма. Внутренний блок - сама подпрограмма. Все описания, расположенные во внешних для данной подпрограммы блоках, называются глобальными по отношению к блоку, который образует данная подпрограмма. Все описания, расположенные во внутреннем блоке называются локальными. Можно ввести понятие уровень вложенности. Если в разделе описания процедур и функций описаны две или более подпрограмм, то говорят, что эти подпрограммы одного уровня вложенности. По отношению к внешнему блоку они являются внутренними. По отношению между самими подпрограммами мы не можем использовать термины внешняя или внутренняя, так как они одного уровня вложенности. Если в разделе описания процедур и функций внешнего блока вложена подпрограмма, внутри которой в таком же разделе расположена другая подпрограмма, то мы говорим о разном уровне вложенности этих подпрограмм. Для третьего блока, представляющего собой самую внутреннюю подпрограмму, оба блока, в которые она вложена, будут внешними. Уровень вложенности этой подпрограммы 2. Для второго блока третий блок будет внутренним, а первый - внешним. Уровень вложенности второго блока 1. Для первого блока (самого внешнего) второй и третий блоки будут внутренними. Уровень вложенности первого блока 0, т.е. этот блок является основной программой.

Для примера рассмотрим структуру блоков, предложенную автором языка (рис.16.16). Здесь в седьмой раздел программы A вложены две подпрограммы B и C. В подпрограмму В вложена подпрограмма D. В свою очередь в подпрограмму D вложена подпрограмма G. В подпрограмму С вложены две подпрограммы E и F.

Рис. 16.16. - Пример блочной структуры

Разберемся со сферой действия описаний. Описания меток действуют только внутри раздела операторов блока, в котором они описаны. Все остальные описания действуют не только внутри блока, в котором они описаны, но и во всех внутренних блоках, вложенных в данный блок (вне зависимости от глубины вложенности). При этом казалось, что могут возникнуть конфликты между глобальными и локальными описаниями , так как в разных блоках одинаковыми именами могут быть поименованы разные понятия. Для того чтобы таких конфликтов не возникало, принято следующее правило - все имена, определяемые в локальных описаниях, отменяют действия совпадающих имен, описанных в глобальных описаниях. На рис. 16.17 показано расположение блоков из примера по уровням. Здесь линиями со стрелками показано действие глобальных описаний. Так в блоке G действуют описания внешних блоков D, B, A.

Рис. 16.17. - Расположение блоков по уровням и действие глобальных описаний

Особо рассмотрим доступ к подпрограммам. Любая подпрограмма может быть вызвана:

    из раздела операторов блока, в котором она описана;

    из раздела операторов самой себя (прямая рекурсия);

    из раздела операторов любой внутренней подпрограммы по отношению к данной (косвенная рекурсия);

    из раздела операторов любой подпрограммы, описанной ранее в том же блоке, где и данная подпрограмма.

Эти правила можем переформулировать следующим образом – любая подпрограмма может вызывать на исполнение:

    любую подпрограмму, описанную в разделе подпрограмм данной;

    саму себя (прямая рекурсия);

    все внешние подпрограммы по отношению к данной (косвенная рекурсия);

    подпрограммы, описанные ранее на том же уровне вложенности.

Взаимодействие блоков (подпрограмм) из примера показано на рис. 16.18.

Рис. 16.18 - Пример взаимодействия между блоками

Здесь линиями со стрелками показаны возможности вызова подпрограмм на выполнение (стрелки указывают направление вызова). Так, например, из программы А могут быть вызваны только подпрограммы В и С, которые вложены в седьмой раздел. Из подпрограммы F могут быть вызваны сама подпрограмма F (прямая рекурсия), подпрограмма С, в которую она вложена (косвенная рекурсия), и подпрограмма Е (находится на одном уровне и описана ранее). з программы А могут быть вызваны подпрограммы B и С. В таблице 16.9 для перечислены все возможные взаимодействия между блоками. Здесь основной алгоритм – блок, из которого производится вызов подпрограммы, вспомогательный алгоритм – вызываемая подпрограмма.

Таблица 16.9. Пример взаимодействия между блоками

Процедуры и функции. Блочная структура программы. Параметры.

Пример

Пример

Пример

Дан массив вещественных чисел А(10). Упорядочить данный массив по возрастанию его элементов, ᴛ.ᴇ. сделать так чтобы каждый следующий элемент массива оказался бы больше предыдущего.

Рассмотрим один из наиболее простых алгоритмов, разработанных для задач такого рода (рис.5).

Идея этого алгоритма состоит по сути в том, что элементы исходного массива сравниваются попарно - сначала a 1 c a 2 , потом a 2 c a 3 , далее a 3 с a 4 и т.д. В случае если первый элемент в паре больше второго, то меняют их численные значения, благодаря чему первый элемент получает значение второго, а второй - первого. В противном случае никаких замен в паре не производят, а переходят к сравнению элементов второй пары.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, происходит как бы постепенное "проталкивание" наибольшего элемента в конец массива, причём функцию "толкача" в алгоритме выполняет внутренний цикл. Как только наибольший элемент массива займёт предназначенне ему последнее 10-е место, описанную процедуру повторяют с оставшимися неупорядоченными 9-ю элементами, благодаря чему наибольший из оставшихся элемент займёт предпоследнее место в массиве и т.д.

Для получения искомого результата такую процедуру нужно выполнить девять раз, причем с каждым разом число повторений внутреннего цикла должно уменьшаться на 1.

Эту задачу решает внешний цикл. Его параметр, пробегая от повторения к повторению значения 9,8,7,...,1 служит не только счетчиком числа выполненных повторений, но, в то же время, и наибольшим значением параметра внутреннего цикла.

program sort;

var

i,k: intege r ;

b: real ;

a: array ofreal ;

begin

write(‘введите массив - ‘);

for i:=1 to 10 do readln(a[i]);

writeln(" исходный массив");

for i:=1 to 10 do writeln(a[i]:5:2);

for i:=9 downto 1 do

for k:=1 to i doif a[k]>a then

begin

b:=a[k]; a[k]:=a; a:=b

end

writeln(" упорядоченный массив");

for i:=1 to 10 do write(a[i]:5:2)

end .

Дана матрица В(20*20). Сформировать вектор С(20), каждый элемент которого есть произведение элементов столбца матрицы за исключением элемента͵ лежащего на главной диагонали. Индексацию строк и столбцов исходной матрицы начать с нуля, индексацию элементов вектора с 10.

Формирование нового массива (вектора) представляет собой запись значений его элементов в зарезервированные для них ячейки памяти. Численное значение каждого элемента вектора С формируется во внутреннем цикле алгоритма, а запись в ячейку - во внешнем после завершения очередного повторения тела внутреннего цикла.

program massiv;

b: array ofreal ;

c: array ofreal ;

p: real ;

m,n: integer ;

begin

for m:=0 to 19 do

for n:=0 to 19 do readln(b);

for n:=0 to 19 do

begin

p:=1; for m:=0 to 19 do

if m<>n then { формирование произведения }

p:=p*b; { элементов столбца матрицы }

{ за исключением диагонального }

c:=p; { запись сформированного }

{ элемента вектора в ячейку памяти }

end ;

for n:=10 to 19 do writeln(c[n]:10:3)

end .

Дана матрица МАТ(5*5), состоящая из вещественных элементов. Поменять местами строки матрицы, содержащие максимальный и минимальный элементы.

program MinMax;

type

m = array ofreal ;

var

mat: array of m ;

maxi,mini,i,j,i1,j1: integer ;

begin

write(‘введите матрицу - ‘);

for i:=1 to 5 dofor j:=1 to 5 do read(mat);

i1:=1; j1:=1; { индексы минимального элемента }

i2:=1; j2:=1; { индексы максимального элемента }

for i:=1 to 5 do

for j:=1 to 5 do

if mat>mat

then

begin

i2:=i; j2:=j {запомнить индексы нового максимума }

end

else

if mat

then

begin

i1:=i; j1:=j; { запомнить индексы нового минимума }

end ;

str:=mat; { замена строки матрицы mat, }

mat:=mat; { содержащей максимальный }

mat:=str; { элемент, строкой с минималь- }

{ ным элементом и наоборот }

for i:=1 to 5 do

begin

for j:=1 to 5 do write(mat);

end

Программа решает две основные задачи: поиск номеров строк, в которых располагаются наибольший и наименьший элементы матрицы, и обмен данными, содержащимися в этих строках.

Первая задача является разновидностью типовой задачи поиска максимума или минимума .

Отличие от типовой состоит по сути в том, что определяются не сами максимальный и минимальный элементы матрицы, а их индексы. Для хранения индексов в процессе счёта используются переменные i1, j1 - для минимального элемента и i2, j2 - длямаксимального.

Для решения второй задачи используются три оператора присваивания в которых участвуют строки матрицы с максимальным и минимальным элементами и эквивалентный им вспомогательный одномерный массив str .

< Что такое подпрограмма и для чего она нужна >

В Паскале имеется два типа подпрограмм: процедуры и функции. Основное различие между ними состоит в том, что функция возвращает значение и может использоваться в выражениях, к примеру:

в то время как процедура вызывается для выполнения одной или более задач:

Writeln("Это проверка");

Процедуры и функции позволяют включать в основной программный блок дополнительные блоки. Каждое описание процедуры или функции содержит заголовок, за которым следует программный блок.

Процедуры и функции могут появиться в любом месте до основного тела программы. Для процедур используется следующий формат:

procedure имя-процедуры(параметры);

Функции имеют такой же формат, что и процедуры за исключением того, что они начинаются с заголовка function и заканчиваются типом данных для возвращаемого значения функции:

function имя_функции(параметры) : тип данных;

Процедуры и фукнции могут иметь свои собственные константы, типы данных, переменные и даже собственные процедуры и функции. Но всœе эти элементы могут использоваться только в тех процедурах и функциях, в которых они определœены.

Процедура активизируется с помощью оператора процедуры. Функция активизируется при вычислении выражения, содержащего вызов функции и возвращаемое функцией значение подставляется в это выражение.

Процедуры и функции. Блочная структура программы. Параметры. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Процедуры и функции. Блочная структура программы. Параметры." 2017, 2018.

4.8. Блочная структура.

Язык “C” не является языком с блочной структурой в смыс-

ле PL/1 или алгола; в нем нельзя описывать одни функции

внутри других.

Переменные же, с другой стороны, могут определяться по

методу блочного структурирования. Описания переменных (вклю-

чая инициализацию) могут следовать за левой фигурной скоб-

кой,открывающей любой оператор, а не только за той, с кото-

рой начинается тело функции. Переменные, описанные таким об-

разом, вытесняют любые переменные из внешних блоков, имеющие

такие же имена, и остаются определенными до соответствующей

правой фигурной скобки. Например в

INT I; /* DECLARE A NEW I */

FOR (I = 0; I < N; I++)

Областью действия переменной I является “истинная” ветвь

IF; это I никак не связано ни с какими другими I в програм-

Блочная структура влияет и на область действия внешних

переменных. Если даны описания

То появление X внутри функции F относится к внутренней пере-

менной типа DOUBLE, а вне F - к внешней целой переменной.

это же справедливо в отношении имен формальных параметров:

Внутри функции F имя X относится к формальному параметру, а

не к внешней переменной.

4.9. Инициализация.

Мы до сих пор уже много раз упоминали инициализацию, но

всегда мимоходом, среди других вопросов. Теперь, после того

как мы обсудили различные классы памяти, мы в этом разделе

просуммируем некоторые правила, относящиеся к инициализации.

Если явная инициализация отсутствует, то внешним и ста-

тическим переменным присваивается значение нуль; автомати-

ческие и регистровые переменные имеют в этом случае неопре-

деленные значения (мусор).

Простые переменные (не массивы или структуры) можно ини-

циализировать при их описании, добавляя вслед за именем знак

равенства и константное выражение:

CHAR SQUOTE = "\”;

LONG DAY = 60 * 24; /* MINUTES IN A DAY */

Для внешних и статических переменных инициализация выполня-

ется только один раз, на этапе компиляции. Автоматические и

регистровые переменные инициализируются каждый раз при входе

в функцию или блок.

В случае автоматических и регистровых переменных инициализа-

тор не обязан быть константой: на самом деле он может быть

любым значимым выражением, которое может включать определен-

ные ранее величины и даже обращения к функциям. Например,

инициализация в программе бинарного поиска из главы 3 могла

бы быть записана в виде

INT HIGH = N - 1;

INT LOW, HIGH, MID;

По своему результату, инициализации автоматических перемен-

ных являются сокращенной записью операторов присваивания.

Какую форму предпочесть - в основном дело вкуса. мы обычно

используем явные присваивания, потому что инициализация в

описаниях менее заметна.

Автоматические массивы не могут быть инициализированы. Внеш-

ние и статические массивы можно инициализировать, помещая

вслед за описанием заключенный в фигурные скобки список на-

чальных значений, разделенных запятыми. Например программа

подсчета символов из главы 1, которая начиналась с

INT C, I, NWHITE, NOTHER;

NWHITE = NOTHER = 0;

FOR (I = 0; I < 10; I++)

Ожет быть переписана в виде

INT NDIGIT = { 0, 0, 0, 0, 0, 0, 0, 0, 0, 0 };

MAIN() /* COUNT DIGITS, WHITE SPACE, OTHERS */

Эти инициализации фактически не нужны, так как все присваи-

ваемые значения равны нулю, но хороший стиль - сделать их

явными. Если количество начальных значений меньше, чем ука-

занный размер массива, то остальные элементы заполняются ну-

лями. Перечисление слишком большого числа начальных значений

является ошибкой. К сожалению, не предусмотрена возможность

указания, что некоторое начальное значение повторяется, и

нельзя инициализировать элемент в середине массива без пере-

числения всех предыдущих.

Для символьных массивов существует специальный способ

инициализации; вместо фигурных скобок и запятых можно ис-

пользовать строку:

CHAR PATTERN = “THE”;

Это сокращение более длинной, но эквивалентной записи:

CHAR PATTERN = { "T", "H", "E", "\0" };

Если размер массива любого типа опущен, то компилятор опре-

деляет его длину, подсчитывая число начальных значений. В

этом конкретном случае размер равен четырем (три символа

плюс конечное \0).


Основаниям. При этом философская абстракция языка оказывается неразрывно связана с основными темами и движениями философии в целом. Более конкретно, на ранние стадии традиционно рассматриваемого в рамках АФ анализа обыденного языка глубокое влияние оказала философия Дж. Э. Мура, особенно его учение о здравом смысле, согласно которому такие понятия, как «человек», «мир», «я», «внешний мир», « ...

И других странах СНГ, а также облегчение доступа к русской и мировой культуре и науке. Таким образом, судя по данным наших исследований, востребованность русского языка осталась в республике достаточно высокой. Многие представители современной молдавской молодежи продолжают, как их отцы и деды, тянуться к русской культуре, научным и техническим достижениям России. Русский язык остается языком...

Рисуночное словесно-слоговое письмо). Памятники среднеэламского периода (14-12 вв. до н.э.) выполнены аккадской клинописью. Памятники новоэламского периода относятся к 8-6 вв. до н.э. Был официальным языком в персидском государстве Ахеменидов в 6-4 вв. предполагается, что он, подвергшись влиянию древнеперсидского, сохранился до раннего средневековья. 7. Бурушаски язык Язык бурушаски (...

... /диалект), скифский, согдийский, среднеперсидский, таджикский, таджриши (язык/диалект), талышский, татский, хорезмийский, хотаносакский, шугнано-рушанская группа языков, ягнобский, язгулямский и др. Они относятся к индоиранской ветви индоевропейских языков. Области распространения: Иран, Афганистан, Таджикистан, некоторые районы Ирака, Турции, Пакистана, Индии, Грузии, Российской Федерации. Общее...