Как узнать какой у меня тембр голоса. Сколько октав в голосе человека? От чего зависит тембр

Сегодня поговорим об очень актуальной теме для начинающих вокалистов, а именно о том, как правильно определить свой тип голоса. Это очень важно, так как если вам (или вами) будет поставлен неверный диагноз, то голос можно загубить. Следует отметить, что здесь мы говорим о сформировавшихся типах голосов - для взрослых. Детские голоса это обширная отдельная тема.Довольно частое заблуждение, что тип голоса определяется по тому, какие ноты вы "берёте". Это абсолютно неправильно. Педагог определяет тип голоса ученика по нескольким параметрам, таким как тембр, диапазон, переходные ноты и по некоторым другим признакам. Даже очень низкие от природы голоса способны "доставать" теноровые ноты, однако это отнюдь не означает, что они автоматически становятся тенорами. Желание петь высоко довольно часто перевешивает здравый смысл, и вокалисты - особенно молодые, начинают насиловать свой голосовой аппарат, пытаясь выдавливать из себя ноты, которые им петь не следует. Это зачастую вызвано желанием подражать кумиру или певцу, исполняющему песню в оригинале, а так же позёрством, желанием доказать всем, что "я могу так же". Оригинальный вокал всё равно в итоге будет звучат гораздо лучше и естественнее, чем выдавленное силком пение.

ТЕССИТУРНАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ.

Рассмотрим несколько способов определения типа голоса. Прежде всего, отмечу, что определить тип для непоставленного голоса бывает сложно и поэтому даже преподаватели вокала иной раз могут ошибаться, если у них не хватает опыта. Например человек привык разговаривать в высокой позиции и осветление тембра для него привычно, однако, при проверке окажется, что он бас или баритон.
Так как же правильно определить свой тип голоса? В современной эстраде разделение голосов строится не по классической схеме "бас,баритон,тенор и тд", а по принципу "очень высокий, высокий, низкий и очень низкий голос". В отличие от академического пения чёткие границы отсутствуют. И тем не менее, одно остаётся неизменным - тесситурная выносливость. Что же такое тесситура? Не буду придумывать свою формулировку, а процитирую Большую Советскую Энциклопедию:
Тесситура: итал. tessitura, буквально - ткань, от tessere - ткать), высотное положение звуков в музыкальных произведениях по отношению к диапазону певческого голоса или музыкального инструмента. Условием художественного исполнения (естественности, свободы, красоты звучания и т. п.) является соответствие Т. в вокальном произведении характеру голоса певца, а в инструментальном - техническим возможностям данного инструмента.
Добавлю от себя. Тесситура того или иного произведения определяется тем, как высоко/низко находится большинство его нот по отношению к крайним участкам вашего голоса - вверху или внизу. Иными словами - как долго и часто вам придётся петь ноты, близкие к вашим крайним "верхушкам" или крайним низам. Если такие ноты не встречаются или встречаются лишь изредка, то тесситура ваша, если же они встречаются часто и голос быстро устаёт, то тесситура слишком высокая/низкая и имеет смысл опустить/поднять тональность произведения. Ваша родная тесситура - это комфортная зона певческого диапазона, в которой вы можете петь долго и с удовольствием, без вреда для вокального аппарата.
Однако остаётся открытым вопрос - как определить тип голоса по тесситуре? Например я могу петь без особого напряжения песню, где большинство нот приходятся на фа, соль и ля первой октавы. Кто я - тенор, баритон? Дело в том, что тут играет роль и то, как вы поёте эти ноты. Если вы их фальцетите, то никакого напряжения и не будет, однако тип голоса по фальцету не определяется. Начинающие вокалисты порой бывают неспособны определить на слух как и чем они поют, потому что у них в отделе мозга отвечающем за слух ещё не сложилась система звуковых образов, которые бы помогли отличить фальцет от грудного голоса. Вот тут-то и пригодится помощь педагога по вокалу.
Лирическое отступление: часто молодые люди расстраиваются, услышав диагноз "вы бас" или "вы баритон", так как высокие сильные тенора всегда пользовались популярностью, а многие современные мужские песни "заточены" под тенор. Могу лишь посоветовать не принимать это близко к сердцу, потому что почитателей хороших, поставленных и главное индивидуальных голосов (независимо от того высокие они или низкие) более чем предостаточно, а любую песню можно спеть ниже и по-своему. Запомните, ваша аудитория - простые люди, в основном ничего не сведущие в вокале. Эти простые люди ценят не высоту голоса и не многочисленные приёмы, которые вы используете, а индивидуальный тембр, манеру и стиль. Вспомните хотя бы группу Раммштайн!
Как вы уже понимаете, определить тип голоса самостоятельно сложно, а иной раз и невозможно. Особенно это касается людей, у кого голос от природы "не раскрыт". Мой совет - найдите преподавателя хотя бы на одно занятие, для того, чтобы он определил, какой у вас голос и сказал в каком направлении следует работать.

ТИПЫ ГОЛОСОВ.

Какие типы голосов существуют вообще? В классической терминологии существует разделение на шесть основных типов голоса сверху вниз.

ЖЕНСКИЕ ГОЛОСА ДЕЛЯТСЯ НА:

  • Сопрано - самый высокий женский голос
  • Меццо-сопрано - средний
  • Контральто - самый низкий женский голос

МУЖСКИЕ ГОЛОСА:

  • Тенор - самый высокий мужской голос
  • Баритон - средний, наиболее распространённый тип мужского голоса.
  • Бас - низкий мужской голос
В свою очередь эти голоса подразделяются по характеру тембра и высотной вариации, как например колоратурное сопрано, тенор-альтино, драматический тенор, бас профундо, бас-октавист (самый низкий существующий голос), лирический и драматический баритон, баритональный бас, и так далее.

ПО КЛАССИЧЕСКОЙ СХЕМЕ ПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫЕ ВЫСОТНЫЕ ДИАПАЗОНЫ ГОЛОСОВ ВЫГЛЯДЯТ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ (ПО ДМИТРИЕВУ):

  • Тенор от До малой - до До второй октавы.
  • Баритон Ля большой октавы - Ля бемоль первой октавы
  • Бас - Фа большой - Фа первой октавы
  • Бас-октавист крайне редкий голос. Он способен опускаться до фа контроктавы.

ТАКИЕ ГОЛОСА ОЧЕНЬ ВОСТРЕБОВАНЫ В ХОРАХ:

  • Сопрано До первой - До третьей октавы.
  • Меццо-сопрано Ля малой - Ля второй октавы.
Это весьма сжатая спецификация голосов и она не отражает всего богатства тембров. Существуют и голоса с промежуточным звучанием, как например драматический тенор и лирический баритон.

ПЕРЕХОДНЫЕ НОТЫ.

При определении типа голоса ученика преподаватель учитывает и переходные ноты. Переходный ноты, или "мост" голоса - это участок певческого диапазона, на котором грудной голос теряет богатство естественного тембра и либо зажимается, либо срывается на фальцет. У разных типов голосов этот участок отличается по высоте.

ПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫЕ ПЕРЕХОДНЫЕ НОТЫ ДЛЯ ГОЛОСОВ (ПО ДМИТРИЕВУ):

  • Тенор: ми-фа-фа диез-соль первой октавы
  • Баритон: ре - ми бемоль - ми первой октавы
  • Бас: ля - си бемоль - си малой - до - до диез первой октавы
  • Сопрано: ми - фа - фа диез первой октавы
  • Меццо-сопрано: до - ре - ре диез первой октавы

ПРИМЕРЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭСТРАДЫ.

В современной эстраде редко кто классифицирует свой голос по классической схеме. У каждой звезды репертуар написан и подогнан "под голос" с намерением выделить наиболее выигрышное и характерное звучание тембра, так называемую "фишку". Кроме того, следует учитывать, что звезде наверняка понадобится петь долгие концерты вживую, а материал не соответствующий голосу может его быстро износить.
Приведу примеры типичных мужских и женских голосов на западной эстраде.
Высокие - George Michael, Michael Jackson, Josh Groban, Celine Dion, Whitney Houston, Christina Aguilera, Mariah Carey и так далее
Список очень длинный, и это я ещё не беру в рассчёт рок-певцов таких как Stiven Tyler, Dio и прочих сверзвуковых монстров. Однако не отчаивайтесь, и среди низких голосов вполне достаточно известностей, таких как Barry White, Sarah Vaughan, Rammstein, Ronan Keating, Elton John и много много других.

ДЛИНА СВЯЗОК

Кроме всего прочего, есть ещё один способ, помогающий определить тип голоса - анатомический. Давно известно, что чем выше тип голоса, тем короче и тоньше голосовые связки. Однако этот способ неточен и может быть использован лишь как вспомогательный, потому что бывает много исключений из правил. Известно например, что у тенора Карузо были длинные баритоновые связки.

ИТОГ.

Таким образом, певческие голоса могут быть очень разнообразными и правильно определить тип голоса важно с самого начала, чтобы в последствии не терять время напрасно и не губить природные данные. Тип голоса определяется по тембру, тесситуре, переходным нотам, диапазону и анатомическим особенностям.

  • Пойте там где вам удобно и где ваш голос звучит лучше всего, таким образом вы не ошибётесь, а укрепив свой голос в этом диапазоне сможете рассчитывать и на его расширение.
  • Ни в коем случае не начинайте свои певческие тренинги с подражания кумирам или известным певцам.
  • Найдите себе педагога по вокалу хотя бы на одно два занятия, чтобы определить свой тип голоса.
  • Если вам кажется, что педагог неправильно определил ваш тип голоса, то не расстраивайтесь. Скорее всего вы пытаетесь петь не в своём диапазоне и кому-то подражаете. В крайнем случае остаётся вариант пойти к другому педагогу и попросить независимой оценки.
  • Для тех, кто рвётся расширить диапазон вверх. Единственный безопасный и эффективный способ - разработать и укрепить "золотую середину" вашего голоса. Верхние ноты тогда пойдут "как по маслу". Кстати, это очень универсальный показатель: не идут верха - значит у вас страдает середина.

С детства мечтали стать певцом? У вас могут быть прекрасные вокальные данные - вам только нужно их распознать. Прежде всего, необходимо определить вокальный диапазон, отработать технику и, конечно же, постоянно практиковаться. Всего несколько простых вокальных упражнений позволят раскрыть ваш творческий потенциал!

Шаги

Как определить вокальные данные

    Выберите правильные песни. Выберите песни, которые попадают в ваш диапазон, чтобы вы могли петь наилучшим образом и раскрыли потенциал своего голоса.

    • Пойте вместе с записями песен, которые вы выбрали, пока не будете делать это с легкостью.
    • Пойте песни без записей. Вы можете проигрывать инструментальную версию, но без вокала.
    • Пробуйте песни различных жанров. Возможно, вам больше всего нравится хип-хоп, но вы можете обнаружить, что лучше поете джаз или кантри. Попробуйте петь во всех музыкальных жанрах.
    • Если у вас есть любимая песня, тональность которой дается вам с трудом, используйте приложение вроде AnyTune, чтобы изменить тональность и сохранить темп. Или, пока изучаете сложные отрывки, используйте приложение, чтобы замедлить темп.
  1. Записывайте свое пение. Пользуйтесь любым записывающим устройством, чтобы записывать свое пение после надлежащей практики и разогрева. Отмечайте для себя вещи, над которыми стоит поработать, но обращайте внимание и на положительные стороны.

    Пойте другим людям. Иногда трудно самому определить, над чем стоит поработать, не слыша отзывы со стороны. Пойте для членов своей семьи или друзей, и просите их дать честную оценку вашему пению.

    • Не забывайте разогревать голос перед пением.
    • Пойте в большой просторной комнате с высоким потолком; в этом случае ваш голос будет звучать намного лучше, чем в маленькой комнате с низким потолком и ковром.
    • После получения отзывов не забудьте учесть их в следующий раз, когда будете практиковаться.
    • Караоке-клубы - хорошее место для практики пения перед другими людьми.

Как развить голос

  1. Найдите свой уникальный стиль. Что делает ваш голос уникальным? Если вы знаете границы своего диапазона, вы можете начать экспериментировать с разными стилями пения, чтобы взять максимум от своего голоса.

    • Может быть, у вас оперный голос; в таком случае, пробуйте петь классику .
    • Возможно, ваш голос очень характерен для кантри. Пойте кантри!
    • Даже скриминг и шепот нашли свое место среди рок-звезд. Нет никаких границ.
  2. Вступите в группу или хор. Пение с другими музыкантами является отличным способом разнообразить свой вокальный стиль. Запишитесь в хор в вашей церкви или школе, или соберите с друзьями группу, в которой вы будете ведущим вокалистом. Вы также можете поучаствовать в мюзикле или начать петь в метро , если вам не терпится выступать.

    Берите уроки пения. Если вы серьезно настроены по поводу пения, найдите профессионального преподавателя по вокалу. Он научит вас использовать ваш голос как инструмент. Вероятно, вы обнаружите, что ваш диапазон намного шире, чем вы думали, а ваш преподаватель поможет вам найти наиболее подходящий для вас стиль музыки.

Даже люди, далекие от музыкального искусства, заинтересованы в вопросе, как узнать, сколько октав в голосе человека. С поставленной задачей может справиться каждый человек, обладающий подобным потенциалом. Самое важное – понять, по какому направлению целесообразно двигаться, и получить оптимальный объем информации для решения существующего вопроса.

Сколько октав в голосе человека: немного полезной информации

Прежде всего нужно понять, что же представляет собой голосовой диапазон, и осознать, зависит ли характеристика только от индивидуальных особенностей построения голосовых связок, складочек. Особенные трудности вызывают крайние нотки, самые высокие и низкие, потому только опытные певцы стараются расширять диапазон и усиливать голос.

Классификация разновидностей голосов должна быть понятна так же, как и основные термины музыкального искусства. Прежде всего внимания заслуживает термин «октава», который позволяет понимать интервал, разделяющий ноты, причем одна из них должна удваивать частотность второй для красивого, мелодичного звучания.

Приступаем к практике

Перед тем как узнать, сколько октав у тебя в голосе, следует пройти определенный проверочный процесс.

1. Исполнение низшей нотки обычным (модальным) голоском. В пении должно отсутствовать хрипение и выдохи. Звучание не должно оказаться скрипучим или придыхательным. Основная задача на этом этапе – это поиск самой низенькой ноты, которая может быть исполнена без каких-либо усилий и с удивительной легкостью. При этом желательно разогреть голос, так как предстоит выполнение сложной задачи, ведь нужно понять максимальные способности в вокальном искусстве. Нужно отметить, что в некоторых случаях придыхание допускается, но хрипота, обусловленная усилием, в голосе при любом раскладе должна отсутствовать.

Я так понимаю, раз Вы зашли почитать эту статью, то Вас конкретно волнует определение своего голоса или определение голоса своего ученика. Тема эта, как Вы понимаете, очень длинная и Я не буду сейчас углубляться в различия голосов по их спинтовости или величине, о которой, Я уже писал в статье « ». Думаю, Вам интересно, именно определение голоса по типу, т.е.: , и т.д. Кстати, что б ни писать здесь о характеристиках различных голосов Вы можете ознакомиться с ними подробно в разделе « », та информация, надеюсь, Вам тоже поможет. Думаю, вообще трудно переоценить.

Сразу скажу, что невозможно прочитать текст и встав из-за компьютерного стола или убрав из поля зрения телефон с которого Вы это читаете, узнать способ, как не имея вокальной школы просто взять и определить свой тип голоса. Я могу помочь только тем, кто хоть как-то образован, кто имеет догадки и т.д. А вообще, что б ни лукавить, Я просто объясню способы, которыми педагоги определяют голос ученика, а Вы уже сами решайте, и если после этой информации Вы останетесь, не уверены, то, дорога в музыкальную школу или к частному преподавателю пения Вам заказана.


И так. Теперь собственно комплекс признаков, по которым определяется тип голоса:

  1. 1. Тембр. Ну конечно, первое на что смотрят – это звучание, окрас, густоту грудных и головных регистров голоса, что там говорить, если Магомаев, например, был баритоном, то этот чисто баритональный тембр ни с чем не спутать, конечно, некоторые тенора могут изобразить низкие баритоновые ноты, но это будет зажато, мало звучно, не окрашено. И наоборот, баритон не сможет изобразить той лёгкости и полётности верхней форманты, которую продемонстрирует тенор. Та же история с сопрано и меццо, да в принципе и с любыми голосами. А вообще, опытные преподаватели определяют тембр голоса ученика, просто по внутренним ощущениям и интуиции, потому что за жизнь уже наслушались столько голосов, что обмануть их слух почти невозможно.
  2. 2. Переходные ноты. В каждом голосе есть переходные ноты, «мосты» между регистрами, головным и грудным. Есть так же теория о том, что в каждом голосе 3 регистра и споры на эту тему до сих пор тянутся столетиями, сейчас не об этом. Так или иначе, эти переходники есть и нащупав их, так же можно, хоть не со 100% уверенностью, но всё же определить тип голоса, вот например, у тенора переходные ноты ми-фа# первой октавы, у баритона ре-ми бемоль первой октавы, переходные ноты меццо: ре-ми бемоль второй октавы, у сопрано ми-фа# второй октавы и т.д. Вот и хорошая идея для следующей статьи нашлась о переходных тонах. Но следует помнить, что опытные певцы переходных тонов не чувствуют и попросту забывают о них.
  3. 3. Диапазон. Наверное, это самый растяжимый критерий в этом списке.На начальном этапе обучения пению, диапазон, преимущественно мал у всех и никому ни о чём не говорит, а что касается оперных певцов, то их диапазоны зачастую 2,5 – 3 октавы, а значит и это не критерий. Многие меццо поют в тесситуре Сопрано, и наоборот, контральто могут доставать верхние ноты меццо, тенора доставать ноты баритонов, басы могут петь в тесситуре баритонов и т.д. конечно эти способности есть не у всех, но всё же они есть. У хороших певцов всегда большой диапазон и от этого никуда не денешься.
  4. Строение гортани и связок. Когда-то существовалислухи о том, что фониатрия якобы может, взглянув на связки спрогнозировать голос певца или сделать то же самое по размеру и форме кадыка. Якобы у теноров, кадык небольшой и еле заметный, а у басов большой и т.д. Но осмотрев хотя бы с пару десятков певцов, Вы сразу сообразите, что это далеко не так и тип голоса не зависит от строения гортани, а что касается связок, то этот критерий так же ничего значить не может. В конце концов, если строение связок играет роль, то нужно оценивать их размер, толщину, прочность, эластичность, подвижность и т.д.
  5. Телосложение. Миф о том, что меццо-сопрано и тенора обязательно полные, а басы и колоратуры обязательно тощие так же не имеет места, как обоснованная и доказанная теория определения голоса, потому что по статистике в этой теории будет больше половины исключений, а значит, теория не имеет смысла.
  6. Способность выдерживать тесситуру. Что касается этой способности, то здесь всё ясно, имеется ввиду способность певца долго петь в однообразно высокой или низкой тесситуре.

Например, если баритон, способен брать теноровые ноты, и даже тембром схож с драматическим тенором, это ещё не значит что он тенор, потому что, как не крути. Но у тенора, порой, тесситура всего произведения настолько высока, что способность едино-разово брать высокую ноту не спасёт, а вот тенор так устроен, что ему под силу выдерживать высокую тесситуру на протяжении всей оперы и т.д. Хотя конечно, Я уже писал о певце , который мог дать фору многим тенорам и доставал он До# 2 октавы, что кажется невероятным просто.

Стоит ли делать вывод из вышесказанного, что каждый человек сам делает свой голос с нуля? – «Нет! конечно». Потому что даже несмотря, на то, что по отдельности все эти факторы не значимы, в совокупности они рождают собой целую науку «определение голоса». Природа всё-таки вложила в каждого из нас особый перечень способностей и лучше всего раскрывать то, что уже есть и даже на это может не хватить жизни, не то, что бы на трансформацию себя.

Пение благотворно влияет на организм человека. Когда мы поем сердцебиение замедляется, снижается артериальное давление и эмоциональное состояние стабилизируется. Правильно распоряжаясь знаниями в области акустики, анатомии, постановки голоса можно научиться определять индивидуальные вокальные данные, подбирать произведения, в которых голос зазвучит полно и естественно. Первое понятие, с которым предстоит столкнуться – вокальный диапазон.

Это интервал от самого низкого до наиболее высокого звука, воспроизводимого человеком. Определить диапазон возможно с помощью музыкальных инструментов с большим количеством октав (фортепьяно, гитара).

Измеряется диапазон количеством октав, которые способен взять голос. Одна октава составляет 8 ступеней, например, от «ре» до следующего «ре». Для профессионального пения достаточно 2 октав.

Понятие «тесситура» помогает подбирать произведения для конкретного исполнителя, а также определять вокальные данные. Тесситура – это соотношение высоты звуков в музыкальном произведении с диапазоном голоса исполнителя. Для певца с высоким голосом – композиция с высокими нотами.

Певческие голоса

Классификация певческих голосов определяется полом исполнителя, диапазоном, тембром и тесситурой. Тембром называется индивидуальная окраска звучания, обусловленная обертонами. Обертон (нем. «верхний тон») – это части звука, высшей, в сравнении с основным тоном, частоты.

  • Сопрано – высокий женский голос, которому свойственны звонкость, подвижность, яркость. Драматическое сопрано – плотный и ровный голос, самый низкий из сопрано; Также выделяют лирико-драматическое, лирическое, лирико-колоратурное и колоратурное сопрано, отличительное высоким голосом, подобным звучанию скрипки;
  • Меццо-сопрано – глубокие, насыщенные ноты. Разновидности: лирическое и драматическое меццо-сопрано;
  • Контральто – низкий женский голос с бархатистым звучанием.

Мужские вокальные диапазоны:

  • Тенор – голос хора и оперы, самый высокий, близкий к женскому звучанию. Подразделения: альтино, лирический, меццо-характерный, драматический тенор;
  • Баритон – средний по высоте голос включает: лирический баритон, лирико-драматический, драматический и бас-баритон (мощный, близкий к басу голос);
  • Бас – низкий певческий мужской голос. Бывает высоким, центральным и низким.

Частотный диапазон:

  • Бас – 80–350 Гц;
  • Баритон – 100–400 Гц;
  • Тенор – 130–500 Гц;
  • Контральто – 170–780 Гц;
  • Меццо-сопрано – 200–900 Гц;
  • Сопрано – 250–1000 Гц;
  • Колоратурное сопрано – 260–1300 Гц.

Как расширить диапазон голоса

В диапазоне голоса выделяется три зоны: примарная зона – ноты в центре диапазона певческого голоса; зона рабочего диапазона, в которой исполнитель берет ноты без усилий; зона нерабочего диапазона, включающая замыкающие ноты вокальных возможностей. Расширять диапазон следует постепенно, отходя от примарных звуков вверх, затем вниз.

Основные упражнения и правила для развития вокала:

  • Следите за собой. Держите ровную осанку, откажитесь от вредных привычек, соблюдайте правила гигиены полости рта. Перед занятиями не употребляйте молочных продуктов, замените их водой комнатной температуры;
  • Тренируйте дикцию. Читайте вслух, с выражением, повторяйте скороговорки;
  • Распевайтесь перед занятиями;
  • Правильно дышите, когда поете;
  • Не напрягайте гортань.

Помимо домашней практики, консультируйтесь с врачом-фониатром, посещайте занятия педагогов по вокалу, так вы сохраните здоровье и быстрее добьетесь успеха.

  • Джорджия Браун – обладательница самого широкого вокального диапазона среди женщин – 8 октав, этот показатель внесен в книгу рекордов Гиннеса. Второй рекорд – наивысшая нота, взятая человеком.
  • Тим Стормс – рекорды Гиннеса: самый широкий среди мужчин вокальный диапазон – десять октав. Самая низкая нота, когда-либо взятая человеком.
  • В книгу рекордов попала наша соотечественница Долгополова Татьяна Владимировна, вокальный диапазон которой: 5 октав + 1 тон. Также Татьяна обладает самым низким для сопрано голосом в мире.
  • Говоря о ярких музыкальных исполнителях российской эстрады, представляется невозможным оставить без внимания харизматичного певца Григория Викторовича Лепса. Григорий Лепс награжден премиями «Золотого граммофона» и «Песня года», а также званием Заслуженного артиста РФ (2011). Григорий Лепс поет баритоном, вокальный диапазон составляет 3 октавы.
  • Эрик Адамс, выступающий в группе «Manowar», также поет баритоном. Голосовой диапазон – четыре октавы. Голос Адамса богат и многогранен, стоит послушать исполненную им арию «Nessun dorma», рассчитанную для тенора.

Певческие голоса, как музыкальные инструменты должны откликаться на заданную ноту. Путь постановки вокала, создания яркого индивидуального стиля занимает годы. Расширять вокальный диапазон следует в возрасте от 18 лет, когда организм сформировался.

Успехи в вокальной карьере зависят от здоровья артиста, следите за питанием, упражняйтесь, займитесь гимнастикой для дыхания и регулярно практикуйтесь в пении. Не теряйте стремления к развитию и упорства, помните, голосовой диапазон не определяет подачи выступления, имея полторы – две октавы можно завораживать публику чистотой и наполненностью голоса.